Популярные записи:

Дизайн ногтей гель лак Дизайн ногтей гель-лаками Самым популярным материалом в салонах красоты на сегодня стали гель-лаки. Гель- лак…Салат оливье с колбасой Салат - Оливье с колбасойСалат Оливье за многолетнюю историю существования сумел превратиться в традицию. Для…родители аллы пугачевой Откуда родом Алла Пугачёва, из какой семьи, и кто её родители по профессии?Откуда родом Алла…максим галкин голубой Галкин максим голубойВ разделе Светская жизнь и Шоубизнес на вопрос Максим Галкин голубой? Есть вопрос…Блюда из брокколи и цветной капусты в мультиварке 4 оригинальных рецепта запеканки из капусты брокколи4 оригинальных рецепта запеканки из капусты брокколи Чем полезна…

Дыхательная гимнастика для школьников

Дыхательная гимнастика для 5-9 классов

Задачи оздоровительного часа ориентированы не только на знакомство с основами физических упражнений, но прежде всего на активное использование средств физической культуры, адаптированных к индивидуальным особенностям учащихся.

Дыхательная гимнастика выполняется мальчиками и девочками одновременно. Преимущество предлагаемых комплексов состоит в том, что их могут выполнять дети разного возраста — как основной, так и средней (полной) школы. Регулярное выполнение предложенных упражнений позволяет избавиться от многих негативных явлений, связанных с простудными заболеваниями, ослаблением дыхательной системы, быстрой утомляемостью.

Полное дыхание . Из положения основной стойки выполнять медленные вдохи и выдохи. Во время вдоха живот «надувается», выпячивается вперед, грудная клетка расширяется. При выдохе, наоборот, живот втягивается, грудная клетка максимально сжимается. Упражнение выполняется 30-40 секунд.

Очистительное дыхание. Основная стойка. Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды. Выполнить выдох через рот «порциями», всего на полный цикл выдоха затратить 3-4 «порции».

Комплекс дыхательной гимнастики

Внимание! Предложенные комплексы с задержками дыхания выполняются только здоровыми школьниками, имеющими хорошую подготовленность. Школьники, не имеющие достаточной подготовки, делают упражнения без задержки дыхания

• Стать прямо, держа руки по сторонам тела.

• Сделать полный глубокий вдох через нос.

• Медленно поднимать руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.

• Задержать дыхание на 2-3 секунды, держа руки над головой.

• Медленно опустить руки к сторонам тела, так же медленно выдыхая воздух через рот.

• Стать прямо, держа руки прямо перед собой.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.

• Быстро отвести руки как можно дальше назад, держа кулаки на уровне плеч, затем привести их опять в прежнее положение и повторить это движение еще раз, все время удерживая дыхание.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

• Стать прямо, руки вытянуть перед собой.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.

• Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

• Выполнить упор лежа на гимнастической скамейке, держа руки по сторонам тела с обращенными к скамейке ладонями.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание.

• Продолжая задерживать дыхание, напрячь все тело и подняться на руках так, чтобы тело держалось на ладонях и кончиках пальцев ног.

• Медленно опуститься в прежнее положение. Повторить это движение 2-3 раза.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

Стать прямо перед стеной, приложив к ней ладони.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание.

• Продолжая задерживать дыхание, приблизить грудь к стене, держа весь свой вес на руках.

• Медленно отодвинуться назад, делая это при помощи мускулов рук и держа все тело напряженным.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

для 10-11 классов

Задачи занятий на данном этапе остаются неизменными, однако приоритет в развитии физкультурно-оздоровительных форм на данном этапе подготовки отдается пользующимся популярностью среди старших школьников видам физической активности. Приоритетная цель физкультурно-оздоровительного занятия в средней (полной) школе ориентирована на формирование физической культуры учащихся посредством овладения знаниями и умениями физкультурной деятельности.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Упражнение «Ладошки». Исходное положение: стоя, согнуть руки в локтях (локти вниз) и «показать ладони зрителю» — «поза экстрасенса». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделать 8 резких, ритмичных вдохов носом (то есть «шмыгнуть» 8 раз). Затем руки опустить и отдохнуть 3-4 секунды — пауза. Сделать еще 8 коротких, шумных вдохов — и снова пауза. Норма: «прошмыгать» носом 4 раза по 8 вдохов-выдохов. Помните! Активный вдох носом — абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот.

Упражнение «Погончики». Исходное положение: стоя, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкать кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не поднимать. Сделать подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды — и снова 8 вдохов-движений. Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Насос». Исходное положение: стоя, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка). Сделать легкий наклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова наклон и короткий, шумный вдох «с пола». Представлять, что накачивается шина автомобиля. Наклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не наклоняются, достаточно наклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений. Наклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха пассивно через рот.

Упражнение «Кошка». Исходное положение: стоя, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделать танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох справа -вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибать и выпрямлять (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делать хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии. Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Обними плечи». Исходное положение: встать, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросать руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгать» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох «с потолка»). Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Источник:
Дыхательная гимнастика для 5-9 классов
Задачи оздоровительного часа ориентированы не только на знакомство с основами физических упражнений, но прежде всего на активное использование средств физической культуры, адаптированных к
http://my-edu.ru/cat/sport-i-zdorove/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-5-9-klassov

Дыхательная гимнастика для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи Мухамедьярова Елена Фаритовна

Дыхательная гимнастика для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи Мухамедьярова Елена Фаритовна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Мухамедьярова Елена Фаритовна. Дыхательная гимнастика для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 : Омск, 2002 158 c. РГБ ОД, 61:03-13/2054-1

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Состояние проблемы 9

1.1. Краткая клинико-психологическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи 9

1.2. Строение и функции органов дыхания и их возрастные особенности 16

1.3. Роль дыхания в организации речевой деятельности. Особенности дыхания при различных видах речевых нарушений 21

1.4. Средства и методы совершенствования функции внешнего дыхания в практике физической культуры 24

ГЛАВА 2. Задачи, методы, и организация исследования 33

2.1. Задачи исследования 33

2.2. Методы исследования 33

2.3. Организация исследования 39

ГЛАВА 3. Изучение возрастных закономерностей и особенностей развития функции внешнего дыхания у школьников 8-15 лет с тяжелыми нарушениями речи в сравнении с учащимися массовых школ 42

3.1. Анализ состояния здоровья учащихся школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи 42

3.2. Краткая характеристика физического развития школьников с тяжелыми нарушениями речи 43

3.3. Возрастные закономерности и особенности развития функции внешнего дыхания у школьников с тяжелыми нарушениями речи в сравнении с учащимися массовых школ 45

3.4. Комплексная оценка функционального состояния внешнего дыхания школьников с тяжелыми нарушениями речи 64

ГЛАВА 4. Теоретическое и экспериментальное обоснование методики дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 69

4.1 .Анализ результатов предварительного эксперимента 69

4.2.Анализ ответной реакции организма младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на дозированную физическую нагрузку 75

4.3. Теоретическое обоснование методики дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 77

4.4. Экспериментальное обоснование методики дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 91

Практические рекомендации 102

Список использованных источников 104

Введение к работе

Актуальность. Поданным мировой и отечественной статистики число детей, имеющих различные речевые нарушения, с каждым годом увеличивается. В связи с этим, особую актуальность приобретает коррекционно-воспитательная работа со школьниками, страдающими речевыми расстройствами (К.П. Беккер, М. Совак, 1981; Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, 1992; Л.С. Волкова, 1995; Б.П. Пузанов, 1999; СЮ. Бенилова, Т.С. Резниченко, 1999 и др.).

Дыхательная система человека, помимо основной функции, принимает непосредственное участие в развитии речи. У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) дыхание существенно отличается от здорового ребенка, что обусловлено спецификой дыхательного акта во время речевой деятельности (М.П. Гранстрем, В.А. Кожевников, 1973; Л.Г. Парамонова, 1997 и др.).

зической культуры, которые могли бы параллельно с логопедами воздействовать на основную патологию ребенка.

Работа выполнена в соответствии с проблемой 1.2.8. «Социальная реабилитация и профессионально-прикладная физическая подготовка аномальных детей» тематического плана НИОКР ГКФТ России на 2001-2005 год, номер государственной регистрации 01.20. 00045 80.

Объект исследования — педагогический процесс, направленный на повышение функциональных возможностей внешнего дыхания у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет исследования — методика дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Цель исследования — обоснование методики дыхательной гимнастики для школьников с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей развития, сенситивных периодов функции внешнего дыхания и специфики заболевания.

Гипотеза исследования. Выявление возрастных закономерностей и сенситивных периодов развития основных показателей функции внешнего дыхания, разработка методики оценки и совершенствования параметров дыхания позволит значительно повысить функциональные возможности респираторной системы, уровень физической подготовленности и, косвенно, активизировать речевую деятельность у школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Научная новизна заключается в следующем:

— изучены возрастные закономерности и выявлены особенности развития функции внешнего дыхания у школьников 8-15 лет, имеющих тяжелые нарушения речи в сравнении со здоровыми сверстниками, определены благоприятные периоды (8-12 лет) для ее совершенствования в учебном процессе;

— предложена методика комплексной оценки основных показателей внешнего дыхания, позволяющая осуществлять индивидуальную направленность занятий по физической культуре;

-теоретически и экспериментально обоснована методика дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования дополняют раздел теории и методики физической культуры в специальных (коррекционных) школах для детей с тяжелыми нарушениями речи новыми сведениями о возрастных закономерностях и сенситивных периодах развития основных показа-

телей респираторной системы, методикой ее совершенствования.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследований позволяют рекомендовать в практику физического воспитания программу тестирования и шкалы дифференцированной оценки основных показателей системы внешнего дыхания, комплексной ее оценки, обеспечивающих индивидуальную направленность занятий у школьников с тяжелыми нарушениями речи. Использование в практике физического воспитания методики дыхательной гимнастики способствует повышению функциональных возможностей респираторной системы и физической подготовленности учащихся с речевой патологией.

Основные положения, выносимые на защиту:

Комплексная оценка функционального уровня внешнего дыхания у школьников с тяжелыми нарушениями речи позволяет дифференцировать физические нагрузки, обеспечивать индивидуально — типологическую направленность занятия в зависимости от состояния речевого и функционального дыхания, а также дополняет сведения об общей картине нарушений.

Использование дыхательных упражнений с речевым сопровождением на дополнительных занятиях и уроках физической культуры способствует устранению дискоординации дыхательного акта, совер-

шенствованию функции внешнего дыхания, повышению уровня физической подготовленности (особенно аэробной выносливости), и косвенно, коррекции речи школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Роль дыхания в организации речевой деятельности. Особенности дыхания при различных видах речевых нарушений

Работа дыхательного аппарата во время речи — «речевое дыхание» — подчиняется до определенных пределов тому конкретному речевому материалу, который должен быть произнесен (громко или тихо, быстро или в медленном темпе, с тем или иным ударением). Необходимость одновременного обеспечения функций легочного газообмена и создания определенных акустических эффектов и определяет своеобразие картины речевого дыхания. В связи с этим дыхание при речи, или речевое дыхание, существенно отличается от обычного так называемого анимального дыхания, что обусловлено особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речевой деятельности (Л.Л. Шик, 1973; К.П. Беккер, М. Совак, 1981 и др.).

В речевом акте различают три связанных друг с другом функции: 1) образование воздушной струи; 2) голосообразование (фонацию); и 3) образование звуков речи (артикуляция). Тесное взаимодействие трех указанных функций и составляет один из важных компонентов механизма членораздельной человеческой речи.

Воздушная струя, являющаяся источником энергии для образования голоса и звуков речи, возникает в процессе дыхательного акта, а именно в фазе выдоха. Для слитного произношения целых смысловых отрезков (фраз и синтагм) необходим удлиненный выдох, вдох, наоборот, должен быть, как можно коротким, чтобы сократить время между отрезками речи.

Первая особенность речевого дыхания и состоит в том, что выдох становится значительно длиннее вдоха. Если при обычном дыхании продолжительность вдоха приблизительно одинакова, то при речевом дыхании фаза выдоха в 5-8 раз продолжительнее фазы вдоха. Удлинение выдоха происходит за счет не только перераспределения времени внутри дыхательного цикла (вдох-выдох), но и увеличении общей продолжительности всего цикла.

При обычном дыхании число дыхательных движений (циклов) 16-20 в минуту, т.е. на один цикл приходится 3-4 сек., во время речи количество дыхательных движений уменьшается вдвое (8-10 в мин.), и, следовательно, на каждый дыхательный цикл отводится вдвое больше времени 6-8 сек. Это вторая особенность речевого дыхания. В результате такой перестройки дыхательного акта продолжительность пауз между речевыми отрезками сокращается, примерно, до 1 сек., а продолжительность самих речевых отрезков увеличивается, до 5-7 сек., вместо 1,5-2 сек. при обычном дыхании.

Для более длинного выдоха необходим и больший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Объем выдыхаемого воздуха достигает при речи 1500-2000 мл вместо 500-600 мл при обычном дыхании (С.С. Ляпидевский, 1969; Л.И. Шик, 1973 и др.). Во время речи вдох становится коротким и глубоким. Необходимость быстрого и глубокого вдоха обусловливает третья особенность речевого дыхания: оно осуществляется через рот, а не через нос как при обычном дыхании, ибо быстрому введению через нос большого объема воздуха препятствует узость носовых ходов.

Четвертой особенностью речевого дыхания является то, что во время речи дыхательный акт осуществляется при активном участии мышц брюшной стенки и внутренних межреберных. Это необходимо, чтобы, во-первых, обеспечить более длительный и глубокий выдох, и, во-вторых, образовалось достаточное давление воздушной струи, без чего невозможна звуковая речь.

Рассмотрим некоторые нарушения функционального и речевого дыхания при определенных видах речевых нарушений. При дислалии отмечается слабость выдыхаемой струи (И.Б. Карелина, 1996 и др.).

Возрастные закономерности и особенности развития функции внешнего дыхания у школьников с тяжелыми нарушениями речи в сравнении с учащимися массовых школ

Согласно многочисленным исследованиям, изучение функционального состояния аппарата внешнего дыхания является одной из наиболее важных методик в системе врачебно-педагогического контроля за физическим воспитанием детей и подростков (А.З. Колчин-ская, 1973; М.И. Фонарев, 1983.А.Г. Дембо, 1988; СБ. Тихвинский, СВ. Хрущев, 1991 и др.). Суммарное влияние на функциональное состояние внешнего дыхания многих систем, в первую очередь, сердечнососудистой, нервной и мышечной, дает основание использовать основные показатели функции внешнего дыхания как критерий, отражающий уровень общего физического развития и здоровья (И.А. Крячко, 1969; СВ. Хрущев, 1980; Л.Г. Апанасенко, 1985; М.Ф. Сауткин, 1991 и др.).

Анализ научно-методической литературы показал, что возрастная динамика и особенности функционирования аппарата внешнего дыхания изучены преимущественно у детей и подростков массовых школ (В.Я. Еремеев, 1964; А.З. Колчинская, 1973; В.И. Козлов, Д.А. Фарбер, 1983; И.Н. Усов, 1984 и др.). Вместе с тем, исследований, отражающих возрастные особенности функции внешнего дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи, недостаточно (Л.Ф. Спирова, 1980; К.П. Беккер, М.Л. Совак, 1981; Л.С Волкова, 1995 и др.).

Возрастная динамика развития основных параметров внешнего дыхания школьников с ТНР и практически здоровых школьников представлены в таблицах 5,6.

Частота дыхания относится к числу основных показателей, характеризующих вентиляционную функцию легких. Многочисленными исследованиями выявлено, что у здоровых детей и подростков Wflrs» условиях покоя с возрастом уменьшается за счет увеличения дыхательного объема, совершенствования структурной организации легких и грудной клетки, а также нейрогуморальной регуляции дыхания (Д.А. Фарбер, 1983; И.Н. Усов , 1984; В.И. Козлов, А.Н. Фомин, 1995 и др.).

Проведенные нами исследования показали, что у мальчиков с ТНР частота дыхательных циклов за минуту в покое на всех этапах развития превышает средневозрастные показатели здоровых (рис.1). С возрастом ЧД у детей с ТНР практически не изменяется и соответственно увеличиваются различия со здоровыми сверстниками (Р 0,05). Значительное учащение дыхания у мальчиков с речевой патологией сопряжено с нарушением ритма, снижением глубины дыхания. Аналогичная закономерность прослеживается и у девочек с ТНР. ЧД у них также превышает средневозрастные показатели здоровых школьников, с возрастом различие более выражено.

Результаты исследования типов дыхания показали, что у 62 % школьников с ТНР — брюшной тип дыхания (из них 50%-мальчиков). У 2% — нижнегрудной тип дыхания (наблюдался только у девочек). У остальных 36%(из них — 63% мальчики) — смешанный тип дыхания (нижнереберный с активным участием диафрагмы).

Величина жизненной емкости легких является косвенной оценкой эффективности внешнего дыхания, в частности, легочной вентиляции (Е.Д. Ефимов, 1973; J.B. West, 1977; 1988 и др.). Увеличение ЖЕЛ с возрастом обеспечивается большей растяжимостью легких и способ ностью мышц производить максимальное изменение объема грудной клетки, а также ростом показателей физического развития ребенка Q (Г.М. Куколевский, Н.Д. Граевская, 1971; В.И. Козлов, Д.А. Фарбер, 4./ 1983 и др.). — . Выявлено, что кривая изменения среднегрупповых показателей ЖЕЛ детей с ТНР 8-15 лет соответствует возрастным закономерностям развития здоровых детей (рис.2), т.е. с возрастом величина изучаемого легочного объема возрастает, с существеннымшекачками прироста в подростковом периоде.

Теоретическое обоснование методики дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Результаты собственных исследований и данные литературы показали, что наиболее важными отрезками времени в развитии дыхательной функции легких и совершенствовании регуляторных механизмов дыхания в онтогенезе является возраст 8-12 лет (B.C. Фар-фель, 1959, 1975; А.В. Запорожец, 1960; В.И. Козлов, ДА Фарбер, 1983; И.Н. Усов, 1984; Т.Д. Кузнецова, 1986 и др.). Следовательно, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для целенаправленного развития и совершенствования дыхательной системы у детей с ТНР.

Изучение возрастных особенностей развития функции внешнего дыхания и физического состояния младших школьников с ТНР позволило нам разработать программу дыхательной гимнастики, направленную на совершенствование функции внешнего дыхания и повышение уровня работоспособности детей сданной патологией.

Экспериментальное обоснование методики дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Для оценки адаптации организма детей к физической нагрузке после педагогического эксперимента нами была проведена одномоментная проба Мартине-Кушелевского. Оценку срочного восстановления (до 5 минут) проводили по ЧСС и АД на каждой минуте.

Анализ полученных результатов показал, что за период педагогического эксперимента у школьников ЭГ тип реакции на нагрузку не изменился, однако улучшился процесс восстановления после дозированной физической нагрузки. У 54% детей отмечалась удовлетворительная и хорошая реакция на нагрузку. У школьников КГ только 23% имели удовлетворительную реакцию на функциональную пробу. Выявленные изменения в сочетании с результатами исследования системы внешнего дыхания указывают на то, что занятия по разработанной программе дыхательной гимнастики качественно улучшают приспособительные реакции организма школьников сТНР.

Также отмечено, что занятия по разработанной программе способствуют оптимизации процесса коррекции нарушенной функции. Увеличился процент перевода детей из интерната в общеобразовательную школу с 26% в 1996-1997 учебном году (до эксперимента) до 37% в 1997-1998 году (после эксперимента).

Таким образом, в результате проведенных исследований была доказана эффективность выдвинутой гипотезы.

1. Уровень физического развития младших школьников с тяжелыми нарушениями речи не имеет достоверных различий по сравнению со здоровыми сверстниками (Р 0,05). Также выявлена положительная возрастная динамика в развитии основных показателей функции внешнего дыхания у школьников с тяжелыми нарушениями речи и здоровых сверстников. Однако во всех возрастных группах у детей-логопатов достоверно снижены легочные объемы, показатели, отражающие силу дыхательной мускулатуры и устойчивость организма к недостатку кислорода, способность к произвольному управлению дыханием (Р 0,05).

2. Выявлено, что у школьников с тяжелыми нарушениями речи, как и здоровых сверстников, наибольший суммарный прирост основных показателей функции внешнего дыхания наблюдается в возрастном диапазоне от 8 до 12 лет, что позволяет считать этот школьный возраст наиболее благоприятным для целенаправленного педагогического воздействия на совершенствование функциональных возможностей внешнего дыхания.

3. Выявленные закономерности в уровне развития основных показателей внешнего дыхания у школьников с тяжелыми нарушениями речи 8-15 лет позволили разработать дифференцированные шкалы оценки этой системы с учетом возраста и пола. Комплексная трехуровневая оценка функционального состояния внешнего дыхания позволяет осуществлять индивидуально-типологическую направленность занятия в зависимости от состояния речевого и функционального дыхания.

4. Анализ результатов функциональной пробы показал, что 86% младших школьников с тяжелыми нарушениями речи имеют атипическую (неблагоприятную) реакцию на дозированную физическую нагрузку, отражая низкий уровень адаптай[ии» организма к мышечной деятельности. Физические нагрузки для учащихся с речевой патологией необходимо тщательно дозировать с учетом функциональных возможностей организма ребенка.

5. По результатам основного педагогического эксперимента выявлено, что целенаправленное воздействие (за 35 дополнительных занятий) способствовало достоверному повышению у детей ЭГ по сравнению с КГ основных показателей системы внешнего дыхания (Р 0,05).

6. Целенаправленное педагогическое воздействие способствовало достоверному повышению уровня физической подготовленности школьников ЭГ по сравнению с учащимися КГ. У школьников ЭГ приросты отдельных двигательных качеств составили: аэробная выносливость — 39%, сила мышц кисти- 29%, взрывная сила ног — 13%, быстрота — 7%.

7. Воздействие разработанной программы оказало наиболее существенный эффект на школьников с нарушениями речи, имеющих «низкий», «ниже среднего» и «средний» уровень и в меньшей степени повлияло на детей, имеющих изначально «выше среднего» уровень развития основных параметров внешнего дыхания. Выявлено, что в ЭГ больший процент детей был переведен в общеобразовательные школы, подтверждая положительное влияние программы на процесс коррекции нарушенной функции.

Источник:
Дыхательная гимнастика для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи Мухамедьярова Елена Фаритовна
Дыхательная гимнастика для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-mladshih-shkolnikov-s-tjazhelymi-narushenijami-rechi.html

Дыхательная гимнастика Море

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо

— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем).

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.

После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Комитет по образованию

  • Министерство образования и науки

  • Официальный сайт Рособрнадзора

  • Министерство труда и социальной защиты РФ

  • Портал общероссийской системы оценки качества образования

    Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 58841. Система сайта Prodlenka.org является авторской и защищена законом. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Учредитель — Ковалев Денис Сергеевич. Главный редактор — Ковалев Д.С. Телефон 8(812)318-72-63 Электронный адрес info@prodlenka.org Политика конфиденциальности.

    Лучшие документы для Вашего портфолио!

    Широкий выбор документов с официальным статусом.

    Источник:
    Дыхательная гимнастика Море
    Данная разработка представляет собой мультимедиа-продукт, а именно дыхательную гимнастику "Море" с использованием широких возможностей общедоступной презентации Microsoft Power Point.
    http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/40753.html

    Комплекс утренней зарядки для школьников, для подростков

    Комплекс утренней зарядки для школьников, для подростков

    У подростков в 14 лет интенсивно продолжаются рост, половое и психическое развитие. Проявляются значительные отличия в строении и функционировании организмов девушек и юношей. В 14 лет физическое развитие мальчиков более интенсивное. У них более выражены мышцы, развит плечевой пояс. Мальчики отличаются от девочек большей мышечной силой.

    Помните, что у подростков сердечно-сосудистая система отстает в развитии от всего организма. Поэтому часто возникают слабость, снижение или повышение артериального давления, обмороки. Однако это не повод отказаться от физической активности. Гимнастические упражнения, наоборот, помогают приспособиться организму к переменам. Физическая нагрузка способствует гармоничному развитию подростков.

    В этот период жизни подростки много времени проводят за уроками в школе и дома, поэтому умственная нагрузка у них значительно преобладает над физической. Занятия гимнастикой помогут отдохнуть и размяться после длительного пребывания в положении сидя. Кроме того, чередование умственной и физической активности улучшает работу головного мозга.

    Комплекс гимнастических упражнении юношей 14- лет № 1

    Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.

    Ходьба на месте с ускорением.

    Примечание: выполнять упражнение 1 мин.

    Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук приведены к плечам.

    1. На вдохе вытянуть руки в стороны и прогнуться (рис. 1).

    2. На выдохе вернуться в исходное положение.

    Примечание: повторить упражнение медленно 6—8 раз.

    Рисунок 1. Упражнение 2

    Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.

    1. На вдохе развести руки и отвести правую ногу в сторону.

    2. На выдохе вернуться в исходное положение.

    Примечание: выполнить упражнение 8—10 раз в умеренном темпе.

    Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.

    1. На выдохе пружинисто присесть и коснуться пола руками 3 раза.

    2. На вдохе принять исходное положение.

    Примечание: выполнить упражнение быстро 8-10 раз.

    Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

    1. На вдохе наклониться в правую сторону и одновременно опустить скользящим движением по туловищу правую руку вниз, а левую — поднять вверх.

    2. На выдохе вернуться в исходное положение.

    3. Выполнить все в другую сторону.

    Примечание: повторить упражнение в умеренном темпе 8—10 раз.

    Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.

    1. На вдохе отвести правую ногу назад и поставить на носок, одновременно поднимая руки вверх.

    2. На выдохе сделать мах правой ногой вперед, одновременно вытягивая вперед руки и касаясь стопы.

    3. На вдохе сделать мах правой ногой назад и поднять руки вверх.

    4. На выдохе вернуться в исходное положение.

    5. Выполнить все левой ногой.

    Примечание: повторить упражнение быстро 8-10 раз.

    Исходное положение: стоя, ноги широко расставлены, руки вдоль туловища.

    1. На выдохе пружинисто наклониться 3 раза вперед, одновременно касаясь пола.

    2. На вдохе принять исходное положение.

    Примечание: выполнить упражнение быстро 6—8 раз.

    Исходное положение: горизонтальное положение с упором на параллельно поставленные ладони вытянутых рук и пальцы стоп.

    1. Согнуть руки в локтях под прямым углом (рис. 2).

    2. Принять исходное положение.

    Примечание: выполнить упражнение 6—10 раз.

    Рисунок 2. Упражнение 8

    Исходное положение: стоя, ноги широко расставлены, руки на поясе.

    1. Прыгнуть и свести ноги вместе.

    2. Прыгнуть и развести ноги.

    Примечание: повторить упражнение 15—20 раз, дыхание может быть произвольным.

    Источник:
    Комплекс утренней зарядки для школьников, для подростков
    Комплекс утренней гимнастики для подростков У подростков в 14 лет интенсивно продолжаются рост, половое и психическое развитие. Проявляются значительные отличия в строении и функционировании организмов девушек и юношей.
    http://kladraz.ru/sovety-dlja-roditelei/kompleks-utrenei-zarjadki-dlja-shkolnikov-dlja-podrostkov.html

  • COMMENTS