Дыхательные упражнения при заикании

Дыхательные упражнения при заикании

После 2-3 месяцев ежедневной тренировки по 10-25 минут утром и вечером по системе А. Н. Стрельниковой стереотип дыхания ребенка (подростка) меняется. Дыхание становится предельно глубоким. Активизируются общие обменные процессы, заикающийся становится здоровым и выносливым, тренируя прежде всего легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани и носоглотки. Воздушная струя, проходя при пассивном выдохе через гортань («теплый выдох»), колеблет …

Речевой центр, находящийся в левом полушарии коры головного мозга, почти полностью формируется к седьмому году жизни ребенка, поэтому целесообразно брать на лечение детей начиная с 6-летнего возраста. Но иногда приходится делать исключение, когда к врачу приводят 4- или 5-летнего ребенка с прогрессирующим заиканием. В этих случаях на сеансе обязательно надо ставить рядом с малышом его …

Как уже говорилось, при лечении заикания, помимо стрельниковской дыхательной гимнастики, изменяющей стереотип дыхания, нужно выполнять еще и звуковые упражнения для постановки голоса. Специальные звуковые упражнения выполняются после дыхательных упражнений «Насос» и «Обними плечи». При выполнении упражнения «Насос» на каждый наклон на выдохе произносятся гласные звуки или звуковой ряд. Затем рекомендуется произносить следующие звукосочетания: три, тре, …

Заикание входит в число тех заболеваний, при которых помогает стрельниковская дыхательная гимнастика. Однако, для того чтобы преодолеть этот недуг, нужно запастись терпением, ведь первые результаты больной ощутит не сразу. При лечении заикания помимо дыхательной гимнастики нужно еще выполнять специальные звуковые упражнения, помогающие тесно смыкаться голосовым связкам и приводящие в рабочее состояние весь речевой аппарат. Если, …

До настоящего времени этиология заикания, механизмы его развития еще недостаточно изучены. Считается, что чаще всего провоцирующим фактором заикания является испуг. Однако все дети в детстве пугаются, но не все начинают после этого заикаться. Заикаются, как правило, дети, имеющие к этому наследственную (генную) предрасположенность: заикается кто-то из родителей либо даже дальний родственник. Возможно, кто-то в семье …

Наивно полагать (а некоторые логопеды, к сожалению, в этом уверены), что заикающийся — ущербная личность. Любой ребенок, который рано начал говорить, читать и писать, и даже ребенок-полиглот, может, пережив нервный стресс, начать заикаться. Есть очень одаренные люди — поэты, композиторы, актеры, которые в детстве заикались, а потом полностью или частично преодолели свой недуг. Однако логофобия …

Современная логопедическая наука в отношении заикания практически стоит на месте. В логопедических детских садах учат правильно, четко выговаривать звуки, но не учат преодолевать ларингоспазм! Лечение гипнозом не всегда приносит ощутимые результаты прежде всего потому, что не все дети и подростки поддаются воздействию гипноза. К тому же неизвестно, как в дальнейшем гипноз скажется на состоянии человека. …

Самое главное — научить его правильно дышать! Это безоговорочно, прежде всего. Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно! Заикающемуся ребенку надо изменить стереотип дыхания и речи: следует научиться дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований; нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании — создать так называемую «опору»; …

Советуем взять 2 упражнения — «Насос» и «Обними плечи» — и делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день до еды или спустя 1,5-2 часа после приема пищи. При шумном коротком вдохе носом на наклоне вперед воздух заполняет все легкие снизу доверху и прежде всего широкие нижние основания, которые, как правило, у заикающихся …

Источник:
Дыхательные упражнения при заикании
После 2-3 месяцев ежедневной тренировки по 10-25 минут утром и вечером по системе А. Н. Стрельниковой стереотип дыхания ребенка (подростка) меняется. Дыхание становится предельно глубоким.
http://www.medkurs.ru/respiration/exercise/stutter/

Заикание у детей

Расстройство речи заикание. Речевые занятия при заикании, упражнения

Заикание — это не болезнь, а проявление болезни, один из её симптомов. Соответственно, чтобы говорить о тактике лечения заикания, нужно точно установить, проявлением какого расстройства оно является.

Разработано большое количество методик избавления от заикания. Какая методика подойдет в каждом конкретном случае, сказать трудно. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию методику, описанную в книге В.М.Лыкова «Заикание у дошкольников» (М., 1978).

Заикание — явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.

Заикание — не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.

Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую «механическую поломку» звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза — логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.

Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса — возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал «сшибкой».

Образовавшийся в результате такой «сшибки» больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) — пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.

В этой связи встает вопрос: «Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения?»

Причин несколько. Но главная из них — это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита), вяло текущая хроническая патология — ревматизм, воспаление легких и т. д.

Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.

Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа — дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.

Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.

Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.

Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами.

Могут возразить: «Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются». Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств — состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.

Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей «молодости», и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата — заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городских. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос — у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.

Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.

Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти «чужеродные» звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются «а», «э», «вот», «ну», «и».

Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность.

Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.

Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.

У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних — двигательное беспокойство и расторможенность, у других — угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обычно избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера — раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.

Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей — непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная.

В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний — усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.

Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.

Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.

Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям по преодолению заикания, нелишним будет напомнить о некоторых общих положениях. Первое, что должны сделать родители, — это посоветоваться с врачом-психоневрологом и логопедом, вместе с ними, исходя из особенностей личности ребенка, наметить и реализовать программу медико-педагогического воздействия.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, в котором видная роль отведена родителям. В чем его суть?

В структурном отношении он состоит из двух взаимосвязанных частей — лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной. Каждая из них, дополняя друг друга, преследует свои цели и задачи: лечебно-оздоровительная направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная — на выработку и закрепление правильных речевых навыков.

Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д.

Родителям крайне важно создать для малыша благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.

Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом режиме дня, рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. При этом большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.

В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных — веселые, подвижные.

Родители должны уделять пристальное внимание питанию ребёнка — сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи.

Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий. Коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на нормализацию темпа, плавности и ритма речи, на выработку умения целенаправленно работать, активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.

Речевые занятия строятся в форме бесед, просмотра дидактических материалов, диафильмов, работы над поделками. На занятиях надо использовать книги, игрушки, настольные игры. При этом родители должны следить за речью детей, помогать им правильно высказывать мысль, не заостряя внимания на речевом дефекте.

Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развернутому высказыванию — таков путь преодоления заикания. Это очень нелегкая задача, и успех здесь сопутствует тем родителям, которых не останавливают первые неудачи.

Обычно преодоление заикания у дошкольников в домашних условиях занимает 3-4 месяца. Все это время надо быть рядом с ребенком и «прожить» с ним все этапы перевоспитания речи. Никогда не теряйте надежды на исправление заикания. Помните: заикание — недуг устранимый.

Курс преодоления заикания условно подразделяют на три периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

К этому периоду относятся лечебно-оздоровительные и охранительные мероприятия: посещение врача, логопеда, организация режима труда и отдыха. В это время нужно ограничить речевое общение заикающегося ребенка с другими детьми. Члены семьи должны тщательно следить за тем, чтобы их собственная речь была внятной, выразительной и неторопливой. Необходимо на каждый день составлять план работы с ребенком и делать пометки о ее выполнении. С ребенком проводят непринужденные беседы о том, что вместе (с мамой, папой) он будет учиться правильно и красиво говорить, рассказывать интересные сказки или рассказы. При этом проиграйте ребенку детскую пластинку или дайте прослушать магнитофонную запись сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и других. Настроить его на предстоящую речевую работу помогают игры, рисование, лепка. Занимайтесь воспитанием правильной речи во время прогулок и игр на свежем воздухе.

В подготовительный период организуются простые речевые занятия — три-четыре раза в день продолжительностью 10-15 минут каждое. Занятия лучше начинать с речевой зарядки. Ребенку предлагают считать до пяти, до десяти, а затем вслед за родителями произносить короткие фразы: «Я учусь говорить медленно». «Я учусь говорить громко».

Материалом для речевой зарядки могут служить отрывки из детских стихотворений. Цель речевой зарядки — настроить ребенка на предстоящее занятие, дать почувствовать, что он может правильно говорить. Важно при этом, чтобы в разговоре ребенок не напрягался, не приподнимал плечи, дышал бесшумно, спокойно.

После зарядки начинают речевые занятия, которые состоят из специальных упражнений, нормализующих речь. Речевые упражнения строятся в определенной последовательности — от простой формы речи к сложной.

Сопряженная речь — наиболее легкая для заикающихся детей. Ребенок с родителями одновременно называет предметы, изображенные на картинках, буквы алфавита, говорит короткие фразы (по картинкам), декламирует стихи. Методика занятий довольно проста. Рассматривая картинку, одновременно с ребенком плавно, неспеша проговаривайте: «Это Мишка. Мишка купается. У Мишки большие лапы».

Можно взять любую игрушку и рассказать, из каких частей она состоит: «Это кукла Лена. У Лены глазки, рот, нос. У Лены новое платье и белые туфли». Видя перед собой предметы, ребенок легче и увереннее выражает свою мысль.

Занятие можно закончить игрой в лото с картинками или чтением стихотворения. Как только ребенок свободно овладеет сопряженной речью, переходите к следующей форме речи.

Отраженная речь — это более сложная форма, которая допускает рассказывание с опорой на предметы, картинки, игрушки. Родители произносят фразу, ребенок повторяет: «У меня карандаш». «Я рисую». «Жила-была коза, и было у нее семеро козлят». С детьми желательно проговаривать «Теремок», «Колобок», рассказ М. Пришвина «Храбрый ежик», стихи А. Барто «Зайка», «Мишка». Со старшими дошкольниками нужно разучивать алфавит, а также следует обучать их грамоте по «Азбуке».

В этот период вводятся упражнения на координацию слова с движением. Вместе с ребенком маршируйте по кругу: «Научились мы считать: раз, два, три, четыре, пять». И так три раза. Или другое упражнение. Дайте ребенку мяч и каждый бросок мяча о пол сопровождайте счетом. Занятие заканчивается речевой настольной игрой. Например, можно приготовить любое предметное лото. Покажите ребенку картинку и спокойно произнесите: «У меня белка». Затем вы только показываете картинку, а ребенок называет ее.

Таков схематичный план занятий по воспитанию отраженной формы речи, опираясь на который можно самим составлять последующие занятия.

В этот период разучите с ребенком стихотворение Н. Найденовой «Весна». В качестве речевой зарядки используйте дни недели, месяцы, времена года. Если ребенок читает, подбирайте для него народные сказки, интересные стихотворения.

После двух-трех занятий ребенок сам начинает проявлять активность и уверенно повторяет текст, охотно играет, подбрасывает мяч вверх, ударяет о пол, стенку. Движение сопровождает словами. Особенно удобны для подобных упражнений считалки, прибаутки, загадки (их можно найти в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка»).

На этом подготовительный период заканчивается. Его продолжительность может быть разной в зависимости от успешности освоения сопряженно-отраженной формы речи. Свободное владение ими дает основание для перехода к следующему периоду — тренировочному. Нередки случаи, когда уже на начальном этапе отдельные формы заикания (особенно легкие) успешно преодолеваются. В профилактических целях занятия следует продолжить. Однако распорядок дня, щадящий режим должны оставаться прежними. Спустя месяц ребенка можно водить в обычный детский сад.

Тренировочный период — это главный период в работе по устранению заикания. Его цель — освоение наиболее сложных форм речи на основе навыков, приобретенных в подготовительном периоде. Ребенок почувствовал, что может говорить свободно, уверенно, а поэтому последующие занятия не будут ему казаться чрезмерно трудными.

Тренировочный период начинается с освоения вопросно-ответной формы речи. Занятия строятся в форме беседы, игры, трудовой деятельности. В качестве дидактического материала служат картинки, игрушки, пластилин и т. д. Главное для родителей — уметь правильно поставить вопрос. В отличие от упражнений с отраженной речью ребенок при ответе на вопрос самостоятельно произносит одно слово. В дальнейшем ответы усложняются, и ребенок говорит самостоятельно 3-4 слова.

Приведем примерное занятие, рассчитанное на один день. Опираясь на эту композицию, вы можете строить аналогичные занятия на последующие дни.

Речевая зарядка на координацию слова с движением. Встаньте напротив ребенка в двух метрах от него с мячом.

— Женя, что у меня в руках?

— Женя, что ты сделал?

— Бросай мне (Бросает).

— Мяч резиновый (круглый, маленький). (На слово «резиновый» ребенок бросает мяч). Следующее упражнение — приседание на корточки и выпрямление с упором на носки.

— Что ты будешь делать?

— Я буду подниматься на носочках и садиться на корточки.

Упражнение выполняется следующим образом: На счет раз — приседание.

— Женя, что ты сделал?

— Я присел на корточки. На счет два — выпрямление.

— Женя, что ты сделал?

— Я встал на носочки.

Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Приготовьте набор предметных и сюжетных картинок. Поочередно показывайте их ребенку:

— Что делает девочка?

— Девочка играет с куклой. Следующая картинка:

— Что в руках у мальчика?

— В руках у мальчика удочка.

— Что делает мальчик?

— Мальчик ловит рыбу.

В таком ключе разберите с ребенком еще несколько картинок. Не торопите малыша, следите, чтобы он отвечал плавно, без ошибок. При затруднениях пусть повторит вслед за вами.

От предметных картинок переходите к работе с сюжетными картинками, вырезанными из детских журналов. Дети охотно занимаются по картине К. Успенской «Не взяли на рыбалку».

Вначале ребенок внимательно рассматривает картинку, а потом отвечает на вопросы:

— Женя, что изображено на картинке?

— На картинке мальчик, курочка, дядя и еще мальчик.

— Где живет мальчик? В городе или в деревне?

— Мальчик живет в деревне.

— Как ты думаешь, куда пошли отец и старший брат?

— Они пошли ловить рыбу.

— Что у них в руках?

— Кто еще хотел ловить рыбу?

— Взяли или нет его?

— Не взяли, и он плачет.

— А что делает сестренка?

По мере разбора картины вопросы усложняются.

Для детей 4-5-летнего возраста подбирайте картинки с изображением животных, героев любимых сказок. Занятие закончите вырезанием буквы «а». Начертите на листе бумаги букву «а» и предложите ребенку вырезать ее. В процессе операции спросите:

Источник:
Заикание у детей
Расстройство речи заикание. Речевые занятия при заикании, упражнения
http://www.7ya.ru/article/Zaikanie-u-detej-Chast-1/

Заикание у ребенка — признаки, причины и лечение

Первые признаки заикания у детей. Причины, методы лечения заикания у ребенка и советы родителям

Как объясняют специалисты, заикание возникает вследствие судорог мышц органов участвующих в речи (губы, язык, мягкое небо, гортань, грудные мышцы, диафрагма или брюшные мышцы).

  1. Ребенок отказывается говорить. Молчание может длиться от 2-х до 24-х часов. Ребенок после безмолвия начинает говорить, но уже запинаясь. Кстати, если обратится к специалисту в период молчания, то нарушение речи можно избежать.
  2. Затрудняется начать предложение. Делает долгие паузы, как бы собираясь с мыслями.
  3. Делает заминки в середине фразы или слова;
  4. Повторяет несколько раз слоги, слова;
  5. Употребляет лишние звуки между словами (а; и).

Заикание может быть приобретенным или вызванным органическими поражениями ЦНС (после черепно-мозговых травм, нейроинфекций, последствия ДЦП и т.д.). Чаще всего у детей встречается приобретенное заикание, которое может возникнуть на фоне:

  1. Ослабления организма после длительного заболевания;
  2. Испуга;
  3. При регулярном грубом отношении взрослых или детей, окружающих ребенка;
  4. После сильного потрясения (развод родителей, гибель близкого человека и т.д.);
  5. У детей, которые начали говорить слишком поздно или рано;
  6. Переучивания левши;
  7. Недостатка внимания со стороны родителей. У ребенка просто не хватает словарного запаса, поэтому он делает паузы между словами.

Как ни странно, но острое желание родителей вырастить из обычного ребенка вундеркинда (чтение книг не по возрасту, заучивание ребенком слишком большого объема информации), может также привести к этому заболеванию.

Общая причина возникновения данного нарушения речи — это ослабленность нервной системы ребенка. Возникает заикание чаще всего в период бурного развития речи (2-6 лет). Знание причин этого недуга поможет родителям, воспитателям или учителям вовремя заметить признаки, чтобы своевременно обратиться к специалистам, допустим психологу, психоневрологу, дефектологу или логопеду. Заикание легче предотвратить, чем в дальнейшем лечить.

Лечить этот недуг лучше комплексно, то есть с ребенком должен заниматься и врач, и психолог, и родители дома.

Ребенку для укрепления нервной системы назначают успокаивающие или улучшающие активность головного мозга препараты. Это создаст благоприятный фон для занятий с психологом и логопедом. Для снижения нервозности ребенка специалист может порекомендовать успокоительные травы ,например, мята, пустырник.

Психолог даёт уверенность ребенку, убеждая, что он в состоянии говорить без заикания. Дома после удачно сказанного слова или предложения обязательно похвалите ребенка. Эффект усилится, если при этом присутствовать будут дети или взрослые.

Работать малышу с логопедом нужно будет 8-9 месяцев. Цель таких занятий — научить малыша говорить правильно, не спеша. Логопед начинает с малого (ребенок произносит легкие слова, которые он говорит правильно) и заканчивает труднопроизносимыми словами и предложениями. На таких занятиях малыша научат говорить плавно и спокойно.

Выполняет вспомогательную функцию, помогая снять возбудимость речевых центров. Массаж возобновляет нервную регуляцию речи. Понадобиться как минимум 3 курса по 15 сеансов.

Этот метод действенен при невротических формах заиканиях, допустим, после испуга, сильного потрясения. Эта терапия основана на внушении. Однако этот метод нужно использовать у деток до 7 лет с осторожностью. Психика ребенка должна быть сформировавшейся. Если вы склоняетесь к этой методике, доверяйте своего малыша, только опытному специалисту. Сеанс гипноза должен проводиться только в вашем присутствии.

На сегодняшний день специалисты рекомендуют использование мировых программ «Dr. Fluency» и «Speak gentle». Отечественный аналог — «Демосфен» хорош тем, что здесь кроме традиционных логопедический приемов, использованы психотерапевтические принципы, эхо-эффект и др. Ваш компьютер должен иметь СD-ROM, процессор Pentium MMX / 200 МГц, ОЗУ 164 Мб, звуковой карты. Кроме этого должны быть микрофон, динамики (наушники). Компьютерная программа займет на жестком диске где-то 200 Мб незанятого места. Улучшение речи наблюдается через 2 месяца регулярных занятий. Однако, детишкам до десяти лет данную программу трудно освоить. Понадобятся совместные занятия с родителями.

Большое значение имеет домашняя обстановка и выполнение всех рекомендаций специалистов, чтобы данная проблема с речью не появилась снова.

  1. Говорите с ребенком спокойно, неторопливо. Когда малыш говорит, не подгоняйте его, как бы он не запинался. Не заканчивайте за ним слова и предложения.
  2. Относитесь к малышу ласково и постарайтесь обойтись без резких слов и жестов.
  3. Обязательно поощряйте за любые успехи и за каждое правильно сказанное слово или предложение.
  4. Здоровый сон, здоровый образ жизни, свежий воздух восстановят силы крохи.
  5. Общайтесь с ребенком, помогайте преодолеть заикание. Чаще играйте в тихие игры.
  6. Не пугайте кроху плохими персонажами из сказок, злыми дядями. Не читайте на ночь страшных сказок.
  7. Не заставляйте заучивать сложные труднопроизносимые слова, стихи и т.д.
  8. Телесные наказания и запирания в темной комнате не приведут до добра. В качестве наказания можно оставить ребенка без сладкого, мультиков.
  9. Ограничьте время просмотра телевизора. Мультфильмы сильно перевозбуждают кроху.

Здоровые, счастливые дети растут у спокойных, любящих друг друга родителей!

С первых дней жизни уделяйте своему малышу время, ограждайте от сильных переживаний. Читайте сказки по возрасту и занимайтесь с ним играми, развивающими мелкую моторику, логику, кругозор ребенка.

Источник:
Заикание у ребенка — признаки, причины и лечение
Первые признаки заикания у детей. Причины, методы лечения заикания у ребенка и советы родителям.
http://f-journal.ru/zaikanie-u-rebenka/

Самые эффективные способы лечения от заикания

Самые эффективные способы лечения от заикания. Как избавиться от заикания раз и навсегда.

  1. Главная /
  2. Здоровье и долголетие /
  3. Практическая психология /
  4. Самые эффективные способы лечения от заикания. Как избавиться от заикания раз и навсегда.

Заикание у детей, как и у взрослых в последнее время вызывает особенное беспокойство. По данным статистики сегодня количество людей с проблемами заикания стремительно растет, причем происходит это в наиболее развитых странах. Как избавиться от заикания? Такой вопрос хоть раз в жизни задавал себе каждый заикающийся человек. И мы расскажем Вам о современных и проверенных временем методиках избавления от этой проблемы.

Медики определяют заикание как нарушение ритма, темпа и плавности устной речи, которое обуславливается судорожным состоянием мышц обслуживающих речевой аппарат. Начало такого расстройства речи обычно приходится на период формирования речевой функции — детство. Заикание у детей в дошкольном возрасте, считается самостоятельной речевой патологией, в отличие от заикания симптоматического или «вторичного», возникающих в результате патологии головного мозга или нервно-психических расстройств.

Эта методика основана на использовании дыхательных упражнений, дыхательных гимнастик. Наверняка Вы замечали, что во время пения люди не испытывают проблем с речью, у занимающихся вокалом голос естественен и свободен.

Наиболее распространенной является дыхательная программа разработанная специалистом Стрельниковой. Эти упражнения очень похожи на утреннюю гимнастику и считаются наиболее эффективными в борьбе с заиканием, независимо от возраста им страдающего. Они благотворно влияют на всю дыхательную систему, учат дышать глубоко, на всю грудь. Дыхательная гимнастика тренирует диафрагму человека, заставляя ее принимать активное участие в голосообразовании, благодаря чему голосовые связки становятся максимально подвижными. Связки тесно смыкаются во время разговора, делая речь плавной и ритмичной.

  • 1. Для начала встаньте прямо, во весь рост.
  • 2. Слегка наклонитесь вперед, округлив спину и опустив вниз голову и руки. Очень важно, чтобы шея во время этого упражнения была максимально расслаблена.
  • 3. Теперь сделайте сильный наклон к полу, как будто Вы накачиваете шину, одновременно быстро и шумно вдохнув на полную грудь через нос.
  • 4. Выпрямляясь, свободно выдохните, как Вам удобно. Однако не распрямляйте спину полностью, вернитесь в положение №2.
  • 5. Теперь снова наклонитесь, быстро и шумно вдохнув. И так далее. Это дыхательное упражнение, а потому напрягать какие-либо мышцы не нужно, делайте его легко, не нагружая поясницу. Повторите упражнение 8 раз.
  • 6. Отдохните несколько секунд, восстановив привычное дыхание, и снова повторите 8 раз.

В идеале это упражнение нужно делать по 8 вдохов в 12 подходов. Однако не торопитесь выполнять норму в первый же день, такая нагрузка резко плохо повлиять на самочувствие. Поэтому в первые несколько дней делайте по 6-8 подходов, постепенно увеличивая их количество до 12 раз.

  • 1. Встаньте прямо, поставив ноги на ширину плеч, а руки положив на пояс. Примите удобное положение.
  • 2. Теперь сделайте поворот головы влево, и быстро и шумно вдохните.
  • 3. Выдыхать нужно на повороте головы в другую сторону. Выдохните, не останавливаясь посередине.
  • 4. Развернув голову вправо, сделайте еще один вдох.
  • 5. Повторите упражнение в обратном порядке и так 8 вдохов. Для начала этого будет достаточно. Постепенно нужно будет увеличивать, доведя повторение упражнения до 32 вдохов, то есть трех подходов по 8 раз с перерывами на несколько секунд.

Дыхательные упражнения необходимо делать дважды на день, ежедневно перед завтраком и после ужина. Уже через 2-3 месяца Вы заметите первые результаты, а со временем дыхание полностью освободится и голос станет естественным. Следует отметить, что любые упражнения тренирующие диафрагму заикающимся людям весьма полезны.

Рассказывая о том, как избавиться от заикания, нельзя не рассказать о медикаментозных способах. Однако их использование приемлемо только в особенно тяжелых случаях, когда заикание не просто создает дискомфорт общения, а очень сильно, с запущенной или сильно развитой формой нарушения речи и даже психики. В остальных случаях медикаментозное лечение нежелательно, оно имеет слишком много серьезных побочных действий и, как правило, весьма непродолжительный эффект.

Суть метода заключается в приеме противосудорожных препаратов и транквилизаторов. Наиболее часто назначается такой препарат, как «Фенибут». Такие препараты влияют на функциональность всего организма, тормозят психику, нарушают концентрацию внимания, процессы обмена веществ, люди принимающие транквилизаторы и противосудорожные лекарства очень быстро набирают лишний вес. Довольно часто у больных отмечается сонливость, головные боли, тошнота, раздражительность, аллергические реакции, и прочие побочные эффекты, умножающиеся при длительном применении препаратов.

Эти лекарства не следует принимать водителям транспортных средств, людям, которые работают на сложном производстве или в других профессиях, связанных с необходимостью повышенной концентрации внимания. Кроме этого их нельзя употреблять долго, однако лечебный эффект, обычно, сохраняется исключительно во время приема, после отмены препаратов заикание возвращается.

Если все же необходимость вспомогательных веществ существует, лучше принимать успокаивающие настои и отвары трав. К примеру, отвар пустырника. Пустырник хорошо помогает при заикании, благодаря свойству успокаивать нервную систему. Но увлекаться такими средствами однозначно не стоит.

Связь между точками на человеческом теле и внутренними органами известна всем. Альтернативная медицина успешно использует точечный массаж в борьбе с заиканием. Это довольно длительное лечение, но несмотря на сложность и продолжительность процесса весьма эффективное. Для полного избавления от заикания Вам понадобиться несколько курсов, каждый из которых содержит 15 ежедневных процедур. Между первым и вторым курсами необходимо делать двухнедельный перерыв, между вторым курсом и третьим интервал должен составлять порядка шести месяцев. Далее можно продолжать сначала, в случае если запинания возобновились ранее наступления следующего курса лечения, к нему разрешено приступить ранее. Занятия нельзя бросать, их необходимо проводить регулярно, потому что точечный лечебный массаж восстанавливает нарушенную нервную регуляцию речи – верный способ того, как избавиться от заикания навсегда.

Лечебные точки расположены по всему телу, но в большей степени на лице и спине, поэтому выполнять массаж самостоятельно самому себе не представляется возможным. Вам понадобится помощник или специалист точечного массажа. Полный курс содержит 17 точек, но приступать нужно постепенно, вовлекая все больше ответственных областей. Для их нахождения воспользуйтесь схемой. В первые двое суток Вам пригодятся только первая и вторая точки. Потом нужно будет добавлять ежедневно по две новых, пока не вовлечете все 17. Напоминаем, что общая продолжительность одного курса составляет 15 дней.

  • 1. Найдите нужную точку и надавите на нее подушечкой пальца. Верным признаком того, что это получилось у Вас правильно, будет болезненное ощущение у массажируемого. Однако непосредственно во время массажа таких ощущений быть не должно.
  • 2. Массируйте точку круговыми движениями, подушечкой указательного или большого пальца 3-5 минут. Постепенно усиливайте давление на точку, а потом наоборот ослабляйте его. Важно, чтобы в процессе массажа человек был максимально расслаблен.

Положительные результаты Вы можете получить уже после первого же курса. Это зависит от возраста и формы заикания. Однако останавливаться и прекращать лечение не следует. Иначе через некоторый период времени заикание может вернуться.

На сегодняшний день проблемы дефекта речи с успехом решаются с помощью специально разработанных компьютерных программ, например, таких как «Speech corrector» или «Демосфен 07». Разные программы решают разные задачи, которые мешают человеку изъясняться плавно и непрерывно. Огромный их плюс в том, что общение с компьютером снимает ощущение неловкости, стеснения, присущие общению с живым человеком. Эти факторы позволяют больному расслабиться, почувствовать уверенность и выработать в себе свойства, которые в большинстве случаев и являются главным тормозом речи.

Воздействие одних программ направлено на синхронизацию речевого и слухового центров человеческого мозга. Заика произносит определенные фразы в микрофон, а программа автоматически на долю секунды задерживает речь. Тренировка заключается в попытке человека подстроиться под моделируемый программой собственный голос. Постепенно речь выравнивается, с каждым разом становясь наиболее плавной и непрерывной. Происходит это благодаря выработке привычки говорить спокойно, осознанию и уверенности в том, что Вы можете изъясняться не заикаясь. По данным разработчиков, такая программа способна уменьшить проблему заикания на 75-80%, а то и вовсе искоренить ее, при условии регулярных занятий.

Есть и другие программы способствующие выработке навыков общения в разнообразных ситуациях. Компьютер провоцирует человека, создает ситуации, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни при общении: недовольство, критика, гнев и так далее. Заике необходимо достойно ответить на брошенный «вызов» в микрофон. Программа в свою очередь даст оценку этому ответу. Если Вы не справились с задачей — пытайтесь снова, пока не получится, а программа подскажет ошибки и моменты, требующие улучшения.

Существует масса авторских методик лечения заикания, но большинство из них основано на традиционных уже известных, но несколько доработанных программ. Эффективные же методики, обычно создаются людьми, которым в свое время удалось самостоятельно избавиться от собственного дефекта речи. Свои программы они прорабатывали годами, совершенствуя упражнения, оттачивая приемы, которые помогли непосредственно им самим.

В статье «Как избавиться от заикания: авторские методики» мы предложим Вам две кардинально различные авторские методики, содержащие буквально диаметрально противоположные взгляды и позиции авторов на само заикание и способы избавления от него навсегда.

Источник:
Самые эффективные способы лечения от заикания
Заикание у детей, как и у взрослых в последнее время вызывает особенное беспокойство. По данным статистики сегодня количество людей с проблемами заикания стремительно растет, причем происходит это в наиболее развитых странах. Как избавиться от заикания? Такой вопрос хоть раз в жизни задавал себе каждый заикающийся человек. И мы расскажем Вам о современных и проверенных временем методиках избавления от этой проблемы.
http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/prakticheskaya-psikhologiya/samye-effektivnye-sposoby-lecheniya-ot-zai

COMMENTS