Лечебная гимнастика

Лечебная гимнастика

Лечебная физическая культура (ЛФК) — медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры (в основном физические упражнения) с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также профилактики заболеваний [1] . Для увеличения эффективности упражнений, в задачи ЛФК входит использование педагогических средств воздействия: выработка у пациента уверенности в своих силах, сознательного отношения к проводимым занятиям и необходимости принимать в них активное участие [1] .

История лечебной физкультуры — это история применения физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней — это история цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.

Знаменитый древнекитайский медик Хуа То (второй век нашей эры), основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал: «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, — поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.

Древнегреческий философ Платон (около 428—347 гг. до н. э.) называл движение «целительной частью медицины», а писатель и историк Плутарх (127 г) — «кладовой жизни».

В Древней Греции первые сведения о медицинской гимнастике относят к 5 веку до нашей эры и связывают их с врачом по имени Геродик. Об этом замечательном враче мы можем узнать из историко-философских трактатов Платона. Он пишет: «Геродик был учителем гимнастики: когда он заболел, он применил для лечения гимнастические приемы; в начале он терзал этим главным образом самого себя, а затем впоследствии остальную часть человечества». Геродика считают основателем лечебной гимнастики, впервые больные стали обращаться за помощью не в храмы, а в гимназии — в учреждения, в которых преподавали гимнастику. Сам Геродик по свидетельству Платона страдал каким-то неизлечимым недугом (вероятно туберкулезом), однако, занимаясь гимнастикой, он прожил чуть ли не до ста лет, обучая своих пациентов лечебной гимнастике.

Позже Гиппократ, ученик Геродика, которого справедливо называют отцом медицины. (460—377 гг. до н. э.) привнес в греческую гимнастику определенные гигиенические знания и понимание «лечебной дозы» физических упражнений для больного человека.

Гиппократ считал физические упражнения одним из важнейших средств медицины. И заботясь о сохранении здоровья людей, он рекомендовал заниматься тем, что сегодня называется физкультурой — «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» — говорил он. Клавдий Гален (129—201 г. н. э.) — последователь и поклонник Гиппократа, анатом, физиолог и философ, первый известный нам спортивный врач, который в начале своей врачебной карьеры лечил гладиаторов в древнем Риме. Он создал основы медицинской гимнастики — гимнастики для восстановления здоровья и гармоничного развития человека.

Например, он пропагандировал оздоровительную гимнастику, осуждая бездумное увлечение спортом. При этом он выражался резко и образно. Гален писал, осуждая древнеримских атлетов: «Пренебрегая старинным правилом здоровья, которое предписывает умеренность во всем, они проводят свою жизнь в избыточных тренировках, много едят и много спят, подобно свиньям. Они не имеют ни здоровья, ни красоты. Даже те из них кто от природы хорошо сложен, в дальнейшем пополнеют и вздуются. Они могут валить и наносить раны, но не могут сражаться». В своих трудах Гален обобщил уникальный опыт лечения боевых травм, а также опыт последующей мирной врачебной практики. Он писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».

Труды Галена были единственным авторитетным источником медицинских знаний вплоть до эпохи возрождения.

На протяжении всей своей жизни Гален проповедовал известный ещё при Геродике «закон здоровья» «дышите свежим воздухом, питайтесь надлежащими продуктами, пейте правильные напитки, занимайтесь гимнастикой, имейте здоровый сон, ежедневное отправление кишечника и управляйте эмоциями»

В средние века в Европе занятия физическими упражнениями, практически не применялись, хотя в эпоху возрождения (в XIV—XV веках) с появлением работ по анатомии, по физиологии и по медицине, интерес к физическим движениям для лечения болезней естественно повысился. Итальянский врач и ученый Меркуриалис (1530—1606), на основании анализа доступной литературы того времени написал известное сочинение «Искусство гимнастики» (De arte gymnastica, 1569), в котором он описал массаж, баню и телесные упражнения древних греков и римлян. Если бы не это произведение, то возможно в те годы в Европе так и не пробудился бы интерес к лечебной гимнастике древних целителей.

Клемент Тиссо (1747—1826) военный хирург в армии Наполеона разработал новую для того времени реабилитационную концепцию, которая включала гимнастику в постели, раннюю активизацию тяжелых больных, дозирование упражнений, применение трудотерапии для восстановления утраченных функций. Это позволило существенно повысить эффективность лечения раненых и больных и доказать практическую значимость разработанной Тиссо медицинской гимнастики. Его труд «Медицинская или хирургическая гимнастика», в котором обобщен клинический материал по лечению раненых, имел большое практическое значение и был тотчас же переведен на основные европейские языки. Собственно Тиссо и является автором самого термина — медицинская гимнастика. Его афоризм стал девизом лечебной физкультуры:

Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение.

Огромное влияние на современную лечебную физкультуру оказала шведская система гимнастики. Пэр-Генрих Линг (1776—1839 гг) — основатель шведской системы гимнастики, не имел медицинского образования. Однако именно он создал основы современной врачебной гимнастики, с его именем связано открытие в Стокгольме Государственного гимнастического института. Его работа «Общие основы гимнастики» и составленные его сыном «таблицы гимнастических упражнений» являются основой издаваемых пособий по шведской гимнастике.

Самостоятельно изучив анатомию и физиологию и распределив по группам древнегреческие и древнескандинавские упражнения, он создал стройную систему упражнений, главной целью которой является оздоровление и физическое совершенство человека. Существует мнение, что на создание Лингом гимнастики большое влияние оказала переведенная к тому времени книга Кунг-фу. Хотя сам Линг этого не упоминает.

«Каждое движение должно сообразовываться с человеческим организмом: все, что делается помимо — дурацкая игра, равно бесполезная и опасная»,

— говорил Линг. «При выборе и применении движений следует брать лишь полезные и целесообразные для гармонического развития и здоровья человека» — говорил Линг. Шведская гимнастика не допускает никаких движений, кроме имеющих цель развития силы и здоровья человеческого тела, а также — выносливости, ловкости, гибкости и силы воли. Этот принцип подбора упражнений лежит и в основе современного ЛФК.

По словам Роберта Ноа Калверта, автора книги об истории массажа, систему Мецгера спутали с системой Линга, и так как Линг жил и работал раньше, чем Мецгер, его считают создателем «шведской массажной системы.» В английском языке эту систему называют шведским массажем, а в других языках, в том числе русском, — классическим массажем.

Новое направление в медицинской гимнастике связано с именем Густава Цандера (1835—1920). Его метод основан на учении Линга, утверждавшего, что многие болезненные явления в человеческом теле могут быть устраняемы систематическим упражнением мускулов. Новый вид лечебной физкультуры осуществлялся с помощью разработанных Цандером специальных аппаратов, и был назван машинной гимнастикой. Аппараты Цандера позволяли дозировать физические упражнения без участия методиста. Особенное преимущество этой системы состоит в том, что аппараты не только дают точное изменение силы, но позволяют и очень точную дозировку сопротивления, соответственно силе данной мышечной группы. Наиболее применимы аппараты Цандера при гимнастике с врачебной целью.

Цандер добился практического применения медико-механической гимнастики и, достигнув значительного усовершенствования в техническом отношении, и в 1865 году открыл в Стокгольме первый институт врачебной гимнастики.

После Цандера над различными приспособлениями механотерапии работали много зарубежных и отечественных медиков. Волна увлечения механотерапией охватила в те годы Россию и многие страны Европы. Например, в Ессентуках Цандеровский механотерапевтический институт, основанный в 1897 году, до сих пор сохранил аппараты для механотерапии того времени — прототипы современных тренажеров.

Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и климатических условий. Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие, городки, чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты.

Известный путешественник, арабский купец Ибн-Фадлан писал о своих наблюдениях во время путешествия (908—932):

Я видел русов, — когда они пришли со своими товарами и расположились на Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению, — как будто это были пальмовые деревья.

Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической культуры, существующая с начала нашей эры, — банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием русской бани.

Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета, в составе которого был и медицинский факультет. Теперь — это Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова. Первые профессора медицины Московского университета были активными сторонниками физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.

Старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения… Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниет.

После ночного сна не залеживаться, а скорее прибегнуть к умыванию, телодвижениям, ибо утреннее время ко всяким трудам, подвигам и наукам есть наиспособнейшее.

Матвей Яковлевич Мудров (1776—1831), основоположник военной гигиены, настоятельно рекомендовал использовать водолечение, гимнастику и массаж. В своей книге «Наука сохранять здоровье военнослужащих», изданной в 1809 г. в Москве, он писал:

Для сохранения здоровья, наипаче для предупреждения повальных болезней, нет ничего лучше упражнений телесных или движений.

Прямым наследником традиций Мудрова стал Григорий Антонович Захарьин (1829—1897). Он одним из первых стал обучать студентов-медиков практическим навыкам водолечения (среди этих студентов был и Антон Павлович Чехов), подчеркивая, что, куда бы они ни приехали после окончания университета, в любую глухую деревушку, везде есть вода, и простые способы её применения могут дать для здоровья больше, чем самые модные лекарства. Выдающийся врач ценил русскую баню и говорил, что при разумном применении эта «народная лечебница» помогает избавиться от недугов.

Нельзя не упомянуть известных медиков, профессоров Медико-хирургической академии в Петербурге Пирогова, Боткина, Павлова и Сеченова. Профессор Медико-хирургической академии, знаменитый хирург Пирогов Николай Иванович (1810—1881) сформулировал основные принципы военной медицины: война — это травматическая эпидемия, а главной целью хирургической и административной деятельности на театре войны являются не спешные операции, а правильно организованный уход за ранеными и консервативное лечение. Он указывал на необходимость применения специальных упражнений для борьбы с атрофией мышц конечностей при ранениях.

Следует отметить, что в больших городах России в XIX веке существовали частные гимнастические заведения, исключительно для обслуживания немногочисленного образованного класса, в большинстве случаев с лечебной целью.

Один из владельцев такого заведения, доктор Берглинд, шведский терапевт, внёс существенный вклад в развитие лечебной гимнастики в России. Он делал многократные попытки привлечь внимание общества к гимнастике, — издавал популярные брошюры, например, «О применении врачебной гимнастики к различным болезням» (1876). Частное врачебно-гимнастическое заведение доктора Берглинда было одним из немногих, где на гимнастику смотрели как на отрасль врачебной науки и для правильного её проведения считали необходимым знание анатомии и физиологии человека. Берглинд считался опытным кинезотерапевтом, то есть врачом, который лечил движениями, и его врачебно-гимнастическое заведение пользовалось широкой популярностью.

Однако общественность того времени с непониманием и сарказмом относилась к гимнастике вообще и к лечебной гимнастике в частности. Даже такой просвещенный человек, как Чернышевский, в своём критическом отзыве на книгу немецкого врача и педагога Шребера «Врачебно-комнатная гимнастика», изданную в 1856, писал [2] :

Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idee fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырёхлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера…

Далее публицист, литературный критик и философ продолжал:

учёный автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте …, вертеть ногами …, наклонять туловище вперед и назад… и приседать.

Такое мнение о пользе гимнастики можно нередко услышать и в наше время. Вместе с тем, за последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя трудный путь, который можно разделить на несколько этапов, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину.

Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А. Семашко, В. В. Гориневский, В. Н. Мошков (1903—1997), В. В. Гориневская, Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.

До революции 1917 года медицина России была неэффективной и речи не могло быть о массовом применении лечебной гимнастики, о научных разработках в этой области. Развитие системы здравоохранения, доступной медицины, так же, как и массового физического воспитания населения России, происходило в первые годы революции. Строительство советского здравоохранения осуществлялось под руководством Николая Александровича Семашко, наркома здравоохранения РСФСР. Уже в 1923—1924 гг. были видны успехи этой реформы, целью которой декларировалось оздоровление нации и массовая физкультура. Николай Семашко на 1-м всесоюзном совещании профсоюзов в октябре 1925 года впервые поставил вопрос о лечебной физкультуре, для того, чтобы бороться с профзаболеваниями, повышать работоспособность трудящихся.

Быстро развивается курортное дело и физическая культура как важная составная часть санаторно-курортного лечения. В 1925 году была создана комиссия по проведению физической культуры на курортах, которую возглавила профессор В. В. Гориневская, в то время первый руководитель кафедры врачебного контроля в Московском институте физкультуры. Комиссией было разработано положение, в котором впервые были указаны показания и противопоказания к применению физических упражнений у больных; средства, необходимые для использования в курортно-санаторной обстановке и в лечебных учреждениях (гимнастические упражнения, отдельные виды спорта, игры, терренкур, экскурсии и прогулки, естественные факторы природы, отдельные лечебные гимнастические системы и пр.).

В том же году при участии Н. А. Семашко начал издаваться журнал «Теория и практика физической культуры», на страницах которого большое внимание уделялось и уделяется сейчас медицинским проблемам физического воспитания.

В 1923 г. в Государственном институте физкультуры в Москве была открыта первая кафедра лечебной физкультуры и врачебного контроля, которой с 1926 по 1964 г. руководил известный профессор И. М. Саркизов-Серазини. Студентам читали лекции и проводили практические занятия по общей и частной патологии, по лечебной физкультуре, по спортивному массажу, по физиотерапии и спортивной травматологии [3] .

В 1929 г. вышла в свет книга В. Н. Мошкова «Лечебная физкультура», после чего утвердилось название лечебного метода применения физических упражнений для лечения больных. В 1928 году был принят термин «Лечебная физическая культура» взамен терминов, употреблявшихся в то время: «кинезитерапия», «мототерапия», «врачебная гимнастика». В том же 1928 году в Государственном центральном институте физической культуры (ГЦИФК) начинают читать первые лекции по врачебной гимнастике, массажу, физиотерапии.

В 1931 году Наркомздравом РСФСР был впервые определён профиль врача — специалиста по лечебной физкультуре. В 1935 г. было издано первое руководство по ЛФК (коллектив авторов), которое затем неоднократно переиздавалось (1937, 1947, 1957 и 1963).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура быстро развивалась. Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и ранений, и ЛФК приобрела особое значение как один из мощных факторов восстановления труда и боеспособности раненых и больных. Знания и практический опыт, приобретённый в те годы, не потеряли своего значения до настоящего времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась при ранениях опорно-двигательного аппарата, грудной клетки, черепа, брюшной полости. Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только восстановления нарушенных функций органов и систем, но и приобретения ими общей тренированности и выносливости.

Термин «лечебная физкультура» прежде всего, обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура — это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность «Лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

Однако цель применения этих средств — лечение или профилактика болезней. Цель физкультуры — воспитание здорового человека, а спорта — достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы [4] . В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии, ортопедии и неврологии. Однако так было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять своё место в современном здравоохранении.

Наука ЛФК как раздел медицины состоялась только в середине прошлого столетия, благодаря синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных систем и достижений в области анатомии, физиологии и биомеханики при понимании врачами физического движения как лечебного фактора. Необходимым условием становления ЛФК была система здравоохранения с профилактическим направлением и доступностью.

Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологическое состояние, при котором этот метод применяется. Например, «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».

Средства ЛФК — это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах…

Таблица 1. Классификация средств, форм и методов ЛФК.

Источник:
Лечебная гимнастика
Лечебная физическая культура (ЛФК) — медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры (в основном физические упражнения) с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов, а
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Лечебная гимнастика (физкультура) ЛФК

Лечебная физическая культура (ЛФК) – это комплекс дозированных физических упражнений на фоне правильного поставленного дыхания, направленных на лечение, восстановление и профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА), нервной системы и внутренних органов. Врач назначает необходимый комплекс физических упражнений в соответствии с заболеванием пациента и его функциональными возможностями. Выполняются упражнения строго под присмотром врача или инструктора ЛФК в учреждениях здравоохранения (при необходимости — дома).

— Утренняя гигиеническая гимнасти ка – проводится по утрам сразу после сна в медицинских учреждениях и самостоятельно в домашних условиях. Утренняя гимнастика способствует укреплению сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, улучшению обмена веществ, оказывает общетонизирующее действие на весь организм. Длительность проведения занятий зависит от состояния пациента и условий проведения (в палате, на свежем воздухе) и составляет около 10-20 минут.

— Лечебная гимнастика – оказывает общеукрепляющее действие на организм, а также решает поставленные задачи в соответствии с заболеванием и его стадией. Групповые занятия проводятся с пациентами, объединенными в одну группу по характеру заболевания и его стадии протекания. Групповые занятия предпочтительны, т.к. проходят обычно в игровой форме, поэтому нравятся пациентам. Могут применяться спортивные снаряды и приспособления для получения более выраженного результата.

  • индивидуальные занятия – применяются в раннем послеоперационном периоде с больными, у которых ограничена двигательная способность;
  • групповые занятия – в группу набирают пациентов с определенным заболеванием;
  • консультативные или самостоятельные – пациента перед выпиской из больницы обучают специальному комплексу физических упражнений, которые он самостоятельно будет выполнять дома для закрепления достигнутого результата.

Лечебная гимнастика проводится в медицинских учреждениях: в стационарах и в санаториях – ежедневно, в поликлиниках – через день. Длительность индивидуальных занятий при заболеваниях ОДА составляет 10-15 минут, а групповых – 30-45 минут.

Занятия лечебной гимнастикой подразделяются на три части:

— Самостоятельные занятия – это специальный комплекс физических упражнений, предварительно разработанный и выполненный вместе с инструктором или врачом. Эти упражнения необходимо повторять 3-5 раз в течение, дня для повышения эффективности лечебной физкультуры, в домашних условиях или в стационаре. Самостоятельные занятия имеют большое значение при лечении заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

— Лечебная ходьба – проводится в виде прогулок или дозированной ходьбы. Прогулки способствуют улучшению дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, а так же повышают общий тонус организма. При лечебной ходьбе или прогулке можно точно дозировать нагрузку по числу остановок и их длительности, по скорости движения и по пройденному расстоянию.

— Дозированное восхождение (терренкур) – это одна из разновидностей лечебной ходьбы. Маршруты терренкура проходят в условиях санаторно-курортной зоны по пересеченной или горной местности. Величина физической нагрузки при восхождении зависит от рельефа местности, темпа подъема, количества остановок, их длительности, а также от длины разработанного маршрута.

— Спортивные упражнения и спортивные игры – получили широкое применение в центрах реабилитации и санаториях. Занятия проводятся в присутствии инструктора лечебной физкультуры, который обучает технике игры и следит за дозированием нагрузок.

Спортивные игры (теннис, бейсбол, бадминтон, крокет, кегельбан) и упражнения (гребля, ходьба на лыжах) восстанавливают двигательные возможности пациента, повышают его работоспособность, улучшают общее состояние и укрепляют организм в целом.

  • активные – пациент самостоятельно выполняет упражнения;
  • пассивные – упражнения пациент выполняет при помощи специальных тренажеров или инструктора по лечебной физкультуре.

Каждое упражнение необходимо повторять 5-12 раз. В составленном врачом или инструктором комплексе количество упражнений составляет от 5 до 12.

В различные периоды заболевания дозировки нагрузок разделяют на лечебные, тонизирующие (поддерживающие) и тренирующие:

  • лечебные дозировки – применяют для оказания терапевтического воздействия на пораженный орган или систему, чтобы предупредить возможные осложнения и сформировать компенсацию;
  • тонизирующие дозировки – назначают физические упражнения умеренной или большой интенсивности для закрепления, достигнутого при лечении результата и стимулирования функции основных систем. Тонизирующие нагрузки применяют после проведенного восстановительного лечения тяжелых хронических заболеваний или длительной иммобилизации (обездвиженности);
  • тренирующие дозировки – применяют для восстановления всех функций организма и повышения работоспособности в период восстановительного лечения или выздоровления.

Источник:
Лечебная гимнастика (физкультура) ЛФК
Лечебная физкультура при остеохондрозе позвоночника. Видео, с комплексами упражнений применяемых при болях в спине, отзывы о методиках ЛФК и результаты медицинский исследований эффективности лечебной гимнастики.
http://spinet.ru/osteoh/lgim.php

Лечебная гимнастика

Лечебная гимнастика — это система специально подобранных физических упражнений, применяемых для лечения болезней или для утоления болей. Здесь предпочтение отдается активным движениям, которые пациент способен делать самостоятельно. Только в том случае, если пациент не в состоянии двигать той или иной частью тела, специалист по лечебной гимнастике приводит в движение его отдельные суставы или группы мышц, выполняя так называемые изометрические упражнения. Задача лечебной гимнастики — укрепление здоровья, восстановление физической и духовной гармонии. При наличии необратимого дефекта, например, ампутированной конечности или поперечного паралича, с помощью гимнастических упражнений пациент обучается выполнению компенсаторных движений, заменяющих функции отсутствующих частей тела.

Лечебная физкультура является индивидуальной терапией. При подборе физических упражнений необходимо учитывать возраст и физическое состояние пациента.

Для этой цели используются специальные методики, созданные с учетом всех необходимых критериев. В некоторых случаях это лишь обучение простейшим бытовым навыкам. Принципы обучения, тренировок и упражнений были позаимствованы из методик по подготовке профессиональных спортсменов, кроме того, учитывались принципы спортивной медицины. Нередко упражнения по лечебной гимнастике назначают в сочетании с массажем, электротерапией и водолечением. В реабилитационных системах детских болезней используются специфические методики, основанные на теориях развития нервно-мышечной системы. В последнее время при работе с пациентом подбираются упражнения из разных методик с учетом реальных терапевтических целей и возможностей восстановления двигательных функций.

Области применения лечебной гимнастики в медицине крайне обширны:

  • Ортопедия.
  • Травматология.
  • Хирургия.
  • Гинекология.
  • Неврология.
  • Психиатрия.
  • Педиатрия.
  • Спорт в медицине.
  • Медицина труда.
  • Гериатрия.

Польза, приносимая лечебной гимнастикой, столь же многогранна, как и возможный спектр ее применения. Упражнения способствуют растяжению и укреплению как всего тела человека, так и отдельных его частей. При точном выполнении упражнений уменьшаются или исчезают повреждения мышц, сухожилий, суставов, нервов. При двигательных нарушениях пациент заново обучается координации движений, улучшается его физическое состояние, утраченные функции тела заменяются другими. Например, после ампутации нижней конечности пациента обучают ходьбе на протезе или при помощи костылей.

Если из-за перелома шейки бедренной кости пациент вынужден в течение длительного времени соблюдать постельный режим, то основная задача лечебной гимнастики — предотвратить появление пролежней, тромбозов и воспаления легких. Гимнастические упражнения оказывают благоприятное действие и на психику пациента. Таким образом, основная задача — помочь пациенту в повседневной жизни обходиться без помощи посторонних людей.

Сегодня без специальных физических упражнений не обходится ни одна область медицины, особенно ортопедия (раздел медицины, изучающий болезни опорно-двигательного аппарата). Это также одна из основных методик лечения многих неврологических заболеваний.

Лечебная физкультура имеет большое значение и в травматологии. Кроме того, она занимает достойное место в гинекологии, хирургии, неврологии, спортивной медицине, гериатрии, а также при лечении внутренних болезней.

Упражнения по лечебной физкультуре обычно назначает лечащий врач. Он определяет характер и продолжительность этой терапии. Специалисты по лечебной физкультуре в основном обучаются в специальных школах, которые существуют при университетских и разных других клиниках. Национальный университет физического воспитания и спорта готовит специалистов в том числе кинезитерапевтов. Эти специалисты работают при поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях. Услуги кинезитерапевтов предлагает и ряд частных клиник.

Чешский невролог Вацлав Войт открыл лечебный метод, в основе которого лежит стимулирование врожденных рефлексов человека. При применении этого метода производится надавливание пальцами рук на определенные точки на теле. Таким образом автоматически активизируют определенные стереотипные мышечные рефлекторные движения, которые у всех людей одинаковы (например, ползание). Постоянно повторяя эти движения, ребенок их запоминает еще до появления симптомов спастического паралича, обуславливающего неправильные движения. Метод Войта успешно применяется и для лечения людей старшего возраста, например, после инсульта при одностороннем параличе тела, так как при стимуляции рефлексогенных точек вызываемые движения не зависят от возраста человека.

Супружеская пара Бобат создала метод подавления непроизвольных движений, вызванных болезнью. Непроизвольные движения подавляются, и ребенок обучается правильным движениям. Специфических упражнений в терапии Бобата не существует. Бобат-терапия — это не несколько минут лечебной гимнастики, а совершенно новый взгляд на распорядок дня маленького пациента. Кинезиотерапевт, применяющий лечение по Бобату прежде всего обязан обучить этому методу родителей ребенка. От их поведения с ребенком во многом зависит успех лечения.

Показания для Войта-терапии и Бобат-терапии:

  • Дефект развития позвоночного канала.
  • Спастические параличи.
  • Послеродовые параличи.
  • Сколиоз (искривление позвоночника).
  • Врожденный вывих бедра.
  • Бобат-терапия: нарушения движения, причиной которых являются изменения в головном или спинном мозге.

Неправильная осанка может сформироваться и позже, несмотря на то, что в раннем детстве развитие ребенка и его движений было нормальным. Обычно неправильная осанка возникает у быстро растущих детей, которые в начале периода полового созревания сильно сутулились. Таким детям рекомендуются занятия спортом.

Если заметили неправильную осанку у ребенка, необходимо обратиться к врачу-ортопеду. Обычно ортопед рекомендует детям лечебную гимнастику, укрепляющую мышцы спины и живота. При выполнении лечебной гимнастики неправильные движения постепенно заменяются правильными. При надлежащем применении лечебной гимнастики по окончании роста ребенка обычно не бывает никаких отклонений от нормальной осанки.

Инструктор по лечебной физкультуре покажет упражнения, которые можно делать и дома. Каждая программа по лечебной гимнастике строго индивидуальна и составлена в соответствии с особенностями конкретного пациента и его заболевания. Родители ни в коем случае не должны вводить в программу никаких новых упражнений.

Специалист по лечебной гимнастике сотрудничает с изготавливающим ортопедический протез техником, чтобы помочь пациенту вернуться к нормальной жизни после протезирования и обучения по эксплуатации протеза.

Пациенты с ампутированной ногой теряют способность передвигаться, поэтому их обучают новым движениям. Научиться ходить на протезе очень трудно и требует немало времени и сил. Дело в том, что при естественной ходьбе и беге человек, сам того не осознавая, координирует движения обеих ног. Пациент после ампутации ноги должен заново научиться ходить, так как не существует ни одного протеза, способного полностью заменить функцию и движения здоровой ноги.

В этом случае лечебная гимнастика — это общая тренировка тела для улучшения физической формы и специальная программа для укрепления ампутационной культи. Кроме того, выполняются упражнения с нагрузкой на сохранение равновесия, стоя на протезе. Перед каждым упражнением и после него специалист по лечебной гимнастике осматривает культю на наличие покраснения, пузырей и воспалений. При появлении таких симптомов упражнения приходится прекратить до полного заживления культи.

Важнейшей задачей специалиста по лечебной гимнастике при занятиях с пациентом, перенесшим ампутацию руки, является укрепление всех мышц плечевого пояса и ампутационной культи, а также выяснение возможности сознательного напряжения и расслабления одиночных мышц и их групп. Это поможет больному научиться осмысленно и эффективно управлять электронным протезом руки. Это достаточно сложный и длительный процесс.

Источник:
Лечебная гимнастика
Лечебная гимнастика — это упражнения для исправления роста костей и нормальной работы мышц человека. С помощью упражнений лечебной гимнастики можно устранить многие нарушения, проявившиеся в раннем детстве.
http://doktorland.ru/lechebnaya_gimnastika.html

Лечебная гимнастика при остеохондрозе

Лечение остеохондроза позвоночника включает, помимо лечения с помощью лекарств, курс специально разработанной гимнастики. Лечебная гимнастика при остеохондрозе направлена на укрепление мышц плечевого, грудного, поясничного пояса. Как способ лечения остеохондроза вид гимнастики был известен в древнем Китае, широко применяется в настоящее время. В сочетании с медикаментозным лечением, упражнения по укреплению мышц спины, шеи способствуют быстрому восстановлению кровообращения в позвоночнике, что снижает риск возникновения обострений.

Лечебная гимнастика при остеохондрозе позвоночника проводится под наблюдением врача, особенно в первое время после назначения. Чрезмерные нагрузки, самостоятельное изменение комплекса упражнений принесёт вред здоровью.

Причина, по которой возникают постоянные обострения остеохондроза – слабый кровоток в области позвоночника, травматическое влияние резких движений. Лечебная гимнастика направлена на улучшение состояния мышц спины, шеи, чтобы они выполняли главную функцию – поддержание позвоночника в правильном положении, смягчение толчков, неизбежно возникающих при ходьбе. Лечебная гимнастика при поясничном остеохондрозе улучшает состояние межпозвоночных дисков путём улучшения питания. Риск возникновения травм при резких поворотах корпуса становится ниже.

Физические нагрузки при проведении упражнений не направлены на достижение улучшений в строении тела. Разработаны таким образом, чтобы не вызвать утомления, усталости, могут применяться после оперативного вмешательства. Щадящий режим нагрузок быстро восстанавливает ткани позвоночника, не возникает патологических изменений.

Правила при лечебно-гимнастической терапии:

Для достижения результата стоит чётко планировать ход занятий. Рекомендуется подготовить организм к нагрузкам, существуют вводные гимнастические процедуры. Лечебная гимнастика при шейном остеохондрозе начинается с мягкого воздействия на область плеч, шеи. Это разогреет мышцы, придаст им эластичности. 10-15 минут хватает, чтобы привести себя в состояние готовности к дальнейшим нагрузкам.

Следующие 20-30 минут рекомендуется посвятить основному разделу занятий. Комплекс упражнений выполняется в соответствии с назначением врача. Цель этапа – укрепление мышц спины чередованием нагрузок с расслаблением. Последовательность упражнений спланирована так, что сначала выполняются лёгкие, непродолжительные упражнения, затем осуществляется постепенный переход к сложным в исполнении действиям.

Заключительный этап направлен на расслабление задействованных во время занятий групп мышц. Длится 15 минут, состоит из комплекса дыхательных упражнений, релаксации.

Исходя из состояния человека, страдающего остеохондрозом, физической подготовленности, возраста, врач назначит три исходных положения при выполнении упражнений. При возникновении болей, общей слабости назначают выполнение упражнений лёжа. При быстрой утомляемости возможно выполнение отдельных элементов в положении сидя. Лечебная гимнастика при шейно-грудном остеохондрозе не осложнённого типа проводится в стойке.

При выполнении упражнений, направленных на улучшение состояния больного остеохондрозом, каждый фактор играет роль. Ритмичное выполнение движений улучшает лимфообращение, насыщение тканей кислородом, питательными веществами, что уменьшает усталость. Отвлекающие упражнения быстро восстанавливают силы. Использование музыкального сопровождения снижает эмоциональное напряжение, делает процесс лёгким, непринуждённым.

Вреда при остеохондрозе лечебная гимнастика не принесёт. Показана при других заболеваниях, сопутствующих заболеваниям позвоночника. Проведённая операция на грудной клетке не станет основанием для отказа от лечебной физкультуры. Важно не превышать установленных норм нагрузки, соблюдать рекомендации врача, выполнять упражнения регулярно.

Противопоказания для лечебно-гимнастических упражнений:

  • Если помимо остеохондроза диагностирована тяжёлая форма сахарного диабета, рекомендуется отказаться от нагрузок, даже лечебно-профилактического характера;
  • Лечебная гимнастика при остеохондрозе в стадии обострения неприменима, вызовет осложнения;
  • Нарушения сердечного ритма, повышенное артериальное давление препятствует назначению физических нагрузок, поэтому лечебная гимнастика при обострении заболеваний запрещена. Относится к перенесённому в течение полугода инфаркту миокарда;
  • Независимо от локализации острого воспалительного процесса, его наличие считается противопоказанием к назначению, проведению занятий лечебной гимнастикой;

Вспомните, болели ли вы чем-либо за последние 6 месяцев, сообщите об этом лечащему врачу. Этим исключите возможный риск осложнений. Не выполняйте новые виды упражнений без согласования с лечащим врачом!

Лечебная гимнастика для больных остеохондрозом — способ облегчить состояние, забыть о болях в спине, шее. Гимнастика улучшит текущее состояние, предотвратит возможные осложнения. Главное – вовремя обратиться к врачу, проконсультироваться по поводу количества, качества нагрузки. Достоинство лечебной гимнастики — выполнять упражнения можно в любое удобное время, в любом месте. Можно не использовать спортивных снарядов. Находясь на рабочем месте, стоит регулярно выполнять упражнения, укрепляющие мышцы спины, улучшающие питание тканей позвоночника.

Источник:
Лечебная гимнастика при остеохондрозе
ЛФК назначается довольно часто при выявлении проблем с позвоночником. Данная статья подскажет, как проводится лечебная гимнастика при остеохондрозе.
http://octeohondroz.ru/lechenie/lechebnaya-gimnastika-pri-osteoxondroze.html

COMMENTS