Популярные записи:

Духовные отношения между мужчиной и женщиной Кармическая связь между мужчиной и женщинойНаверное, нет такого человека, который бы не слышал о карме.…Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон совместные фильмы Кристен стюарт и роберт паттинсон совместные фильмы Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт в новом фильме…свадебный букет кейт миддлтон 10 свадебных трендов от Кейт Миддлтон Прошел год с того момента, как Кейт Миддлтон предстала…Dizayn nogtey Дизайн ногтей Дизайн ногтей - современное искусство Дизайн ногтей - это полноправный вид современного искусства.…Как полюбить человека которого не любишь Можно ли полюбить человека, который любит вас?Мой парень говорит, что любит меня(но я считаю, что…

Методики на воображение для взрослых

Как развить фантазию и воображение взрослому? Есть ли упражнения, методики?

Как развить фантазию и воображение взрослому? Есть ли упражнения, методики?

Хорошо помогает визуализация.

Можно попробовать такое упражнение: выбрать в комнате понравившийся предмет. В течение минуты внимательно его разглядывать, запоминать, можно подержать в руках.

Потом закрыть глаза и попробовать воспроизвести в голове его образ до мельчайших подробностей, представить, что вы держите его в руках, вспомните эти ощущения.

Со временем визуализация хорошо развивает образное и творческое мышление и, как следствие, фантазию.

Развитие воображения и фантазии не легкое, но очень увлекательное и затягивающие занятие. И для развития этих полезных качеств есть масса методик и упражнений. Одно из самых простых — это чтение фентези. Драконы, рыцари, внеземные цивилизации заставляют мозг визуализировать прочитанный текст в голове. Разве это не воображение. Также можно вернуться в детство и смотря на листву или на облака попытаться увидеть в обычных вещах очертания чего-то невероятного и нереального. Есть способы и попроще. Например, из двух слов сделать одно или из существительных делать глаголы. Удачи в творческом ращвитии!

Источник:
Как развить фантазию и воображение взрослому? Есть ли упражнения, методики?
Хорошо помогает визуализация. Можно попробовать такое упражнение: выбрать в комнате понравившийся предмет. В течение минуты внимательно его разглядывать, запоминать, можно подержать в руках. Потом
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/996959-kak-razvit-fantaziju-i-voobrazhenie-vzroslomu-est-li-uprazhnenija-metodiki.html

Методики на воображение для взрослых

/ ГОСЫ / билеты / 42 Методики изучения мышления и воображения

Вопрос № 42 Методики исследования мышления и воображения.

М.- высшая форма познавательной деятельности, кот-я позволяет отражать окруж-ую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. В.-(фантазия) психический процесс, кот-й заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта Необходимое условие поисковой творческой деятельности.

Из лекции: методика двойной стимуляции. Стимул объекта и стимул средства. Первый ряд стимулов – геом.фигуры (форма, цвет, размер, высота). Второй ряд – слова, не связанные с фигурами, бессмысленные. Предлагается 25-30 фигур.

2 признака: размер и высота (высокий и большой; высокий и маленький; низкий и большой; низкий и маленький)

2. (Из книги Ратановой, Шляхта:Психод. методы изучения личности) Изучение процессов анализа и синтеза (методика «сравнения понятий»). Методика относится к классическим, используется для изучение мышления школьников любого возраста. Исп-му предлагается сравнить понятия, указать сходство, а затем различия. Все ответы записываются. Напр., вечер и утро сходны тем, что части дня, различия одно начало дня, другое его конец. Неумение выделить эти признаки свид-т о слабости операций анализа, синтеза, обобщений; склонности к конкретному мышлению. В списке имеются несравнимые понятия (река-птица, стакан-петух;ветер-соль). Не надо спешить с разъяснениями, если ребенок растерян, то ему говорится, что есть такие слова, которые не сравнимы.

3.Методика «Исключение понятий» (из этой же книги). Позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения. Инст.:из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре.

При анализе оценивается уровень обобщения: высший -при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);средний – при применении функционального уровня обобщения (отнесение к коассу на основании функциональных признаков); низкий – при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков). Напр. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

4.Методика «Изучение быстроты мышления» (Ратанова. общая психология). Позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операционных компонентов мышления. Индивидуально и с группой. Предлагается бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу в теч. 3-х минут вписываются недостающие в словах буквы. Каждый прочерк – одна буква. Слова в ед. числе. Подсчитывается кол-во правильно составленных слов в теч. трех минут:менее 20 – низкая быстрота мышления; 21-30 – средняя; 31 и более- высокая быстрота мышления. Напр., д-ло;к-ша;п-л-а;к-у-ка и т.п.

6.Методика на изучение развития воображения «Дорисовывания фигур» (Торенс). Ребенку дается10 фигур и предлагается подумать и дорисовать эти фигуры так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. После дается качественная оценка рисунков (есть высокий, низкий, средний уровень развития по баллам). Фигуры: круг, крыша дома, что-то похожее на волну и т.д.

7.Методика «Эталоны» см.книгу с матрешками стр16-19 и мет. указания стр.25,её надо видеть. Направлена на диагностику уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону. Предлагаются 4 страницы с картинками, под каждым фигура, необходимо подобрать похожие картинки на данную фигурку. И поставить крестик под картинкой.

Источник:
Методики на воображение для взрослых
/ ГОСЫ / билеты / 42 Методики изучения мышления и воображения Вопрос № 42 Методики исследования мышления и воображения. М.- высшая форма познавательной деятельности, кот-я позволяет
http://studfiles.net/preview/5248421/

Психологические методы диагностики воображения детей дошкольного возраста

Психологические методы диагностики воображения детей дошкольного возраста

Маргарита Черныховская
Психологические методы диагностики воображения детей дошкольного возраста

Вопрос о методах диагностики и критериях оценки воображения детей поднимается в работах многих исследователей. Экспериментальные исследования детского воображения и творчества в современной психологии опираются преимущественно на метод количественных оценок результатов специально разработанных тестов.

Методологической основой большинства этих работ является теория творческого интеллекта, разработанная в 50-е годы Дж. Гилфордом, П. Торренсом и их последователями. Суть ее состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности, которые характеризуют формы продуктивной деятельности: гибкость, разработанность, оригинальность, беглость. На основе этой теории были созданы тесты, в которых данные факторы являются показателем творческих способностей ребенка.

Для определения уровня развития творческих процессов предложены такие задачи, как конструирование предмета из данных материалов; нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов, фигур и букв; дорисовывание неоконченного рисунка; составление из заданных элементов большого количества рисунков; придумывание различных способов использования предметов; завершение предложения различными способами; придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий; придумывание названий к заданному рисунку или рассказу; нахождение общего между заданными предметами или явлениями; постановка вопросов к одной картине; усовершенствование заданного предмета и т. д.

При этом, как мы видим, часть заданий явно обращено к диагностике творческого мышления (например, классификация наборов предметов, фигур, а часть – собственно воображения (например, дорисовывание фигур). Специфика данных процессов в этих исследованиях практически не выделялась.

Нам представляется, вслед за О. М. Дьяченко, что наиболее адекватными для анализа основных тенденций в развитии воображения выступает такой критерий как «оригинальность»

Оригинальность отражает степень индивидуализации выполнения творческих заданий. Но именно этот параметр вызывает наибольшее количество возражений. Так, С. Медник и М. Медник пишут, что «оригинальность – это, пожалуй, самая легкая реакция, на которую способны люди. Гораздо труднее быть конвенционалистом, чем оригинальным. Например, на вопрос, чему равняется сумма 4+4, можно ответить 1367854. это чрезвычайно оригинально, ибо едва ли кто-либо на всем свете ранее дал подобный ответ. Тем не менее, такой ответ нельзя назвать творческим».

Методика «Дорисовывание фигур». Разработана О. М. Дьяченко, представляет собой вариант методики Е. П. Торренса, направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один (из двух предлагаемых) комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано 2 равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время первого обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой комплект может быть использован во время повторного обследования или через год.

В качестве основного количественного показателя для оценки уровня успешности выполнения заданий был взят такой показатель как коэффициент оригинальности (KОР): количество неповторяющихся изображений. Это комплексный показатель, фиксирующий такие параметры как флуенция (количество правильных, соответствующих задаче ответов, флексибильность (количество различных категорий ответов, то есть вариативности ответов у одного ребенка) и оригинальности (частота встречаемого ответа в группе детей).

Наряду с количественной обработкой результатов проводилась качественная характеристика уровней выполнения задания. Коэффициент оригинальности соотносили с одним из шести основных типов решения задачи на воображение, в соответствии со шкалой «комплексности» О. М. Дьяченко, что позволило раскрыть особенности детского воображения, обеспечивающий тот или иной уровень выполнения творческих заданий.

Методика «Сочинение сказки» О. М. Дьяченко. Данная методика была использована для выявления уровня развития творческого воображения. Детям предлагалась следующая инструкция: «Сочини свою сказку, которую ты никогда не слышал, никто тебе ее не рассказывал». Затем за ребенком подробно записывалось его сочинение.

При оценке сочинений ребенку ставили 0 баллов, если он отказывался от задания или пересказывал знакомую сказку; если ребенок пересказывал знакомую сказку, но вносил в некоторые модификации, то он получал 1 балл; если ребенок основывался на некоторых известных сказках, но существенно их изменял, ему ставилось 2 балла. Такие изменения могли касаться персонажей сказки с сохранением общего сюжета (например, сказка не про трех поросят, а про трех зайчат) или изменения в сюжете, но с сохранением персонажей (сказка про волка и зайца, которые совершают некоторые новые действия). При этом история в целом схематична, без деталей. За сказку, составленную таким же образом (при оценке в 2 балла, но развернутую и детализированную, ребенок получал 3 балла.

Сказка про персонажей, придуманных самим ребенком, которые совершали также придуманные им самим действия, оценивались в 4 балла. Сказка создавалась полностью самостоятельно, но была схематичной. И, наконец, когда сказка сочинялась ребенком самостоятельно, и при этом изложение было развернутым и детализированным, автору ставилось 5 баллов.

Для изучения познавательной активности детей используется методика «Древо Желаний» В. С. Юркевич.

В качестве стимульного материала используются картинки и словесные ситуации. Детям предлагается ответить на 6 вопросов, носящих проблемный характер. Время ответа на каждый вопрос от 4 до 6 минут. Из ответов выбираются ответы познавательного характера. Возможен количественный и качественный анализ.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше. Для детей характерно стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень – от 3 до 8 ответов. Потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – 2 и меньше ответов. Дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т. д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

«Как спасти зайку» В. Т. Кудрявцева. Методика применялась нами для исследования творческой инициативы детей, способности к порождению (поиску) надситуативных (творческих) решений, позволила оценить способность к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование как проявление творческой надситуативности (инициативы).

Инструкция: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике и уплыл далеко – далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке может только мы с тобой. У нас есть для этого несколько вещей. Вот таких — познакомься — небольшая деревянная палочка, игрушечная тарелочка, ведерко, сдутый воздушных шарик, лист чистой бумаги. Тебе предлагается выбрать из них те, при помощи которых можно спасти зайку».

После того, как ребенок сделал выбор необходимых с его точки зрения предметов, его просят обосновать почему.

Детские ответы сопоставляли с тремя основными типами решений данной ситуации, выделенными автором. Три основных типа детских решений.

1 тип. Дети выбирали возможное средство спасения, стремясь использовать альтернативные предметы в готовом виде, перенести в новую ситуацию без всякой «корректировки» (палочкой, подцепить зайку).

2 тип. Дети преобразовывают объект в форму символического замещения (палочка фигурировала на правах «заместителя» бревна или лодочку, куда предлагалось посадить зайку).

3 тип. У детей была установка на преобразование предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно переосмысливалась (проблематизировалась) ими и превращалась в задачу на преобразование. (Надуть шарик, сделать из листа бумажный кораблик).

По инструкции ребенку предлагалось именно выбирать, а вовсе не преобразовывать. Экспериментатор сознательно избегал слов «превратить», «переделать», носителей «преобразовательской инициативы». Также нами учитывались уровни ответов детей при решении задач.

Пять уровней ответов детей при решении задач на надситуативность (инициативность).

1 уровень. Отказ от выбора. Не принимает задание (не знаю) или утверждает, что задачу решить нельзя, т. е. не видит в предлагаемом материале средства для ее решения.

2 уровень. Простое ситуативное решение. Ребенок не выходит за рамки

простого выбора, пытаясь, использовать предметы в готовом виде, механически перенести их внешние эмпирические свойства в новую ситуацию. К этому же уровню относятся ответы так называемого произвольного типа, когда дети считают, например, что один из предметов волшебный или сказочный и поэтому может делать, что хочет, дети механически снимают проблему вместо того, чтобы решать ее. В этом случае действия предмета безотносительны к его специфическим свойствам.

3 уровень. Решения с элементами простейшего символизма. Ребенок использует элемент волшебства, сказочности, но при этом учитывает и специфику предмета.

4 уровень. Надситуативные решения. У детей имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно и инициативно превращается ими в задачу на преобразование. Такой тип решения связан с целостным преобразованием ситуации.

5 уровень. Сложные надситуативные решения. Ребенок не ограничивается преобразованием предмета, а идет дальше: дополнительно преобразовывает предмет или строит целостную ситуацию путем преобразования нескольких предметов.

Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» На сегодняшний день.

«Игровая мастерская» как средство развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста Тема выступления: «Игровая мастерская», как средство развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста». «Без работы.

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.

Конспект занятия по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста Продолжение:Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 5 Цели: -способствовать воспитанию у детей материалистического.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Пояснительная записка «Воображение.

Распространение собственного педагогического опыта «Развитие воображения детей дошкольного возраста» Авторы статьи: Трегубова Е. С., Ковалева Т. Г. В период дошкольного детства воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения.

Развитие речи, воображения, образного мышления детей дошкольного возраста посредством поэзии Целью воспитательно – образовательной программы является всестороннее развитие личности ребенка. Важное значение для воспитания и развития.

Источник:
Психологические методы диагностики воображения детей дошкольного возраста
Психологические методы диагностики воображения детей дошкольного возраста
http://www.maam.ru/detskijsad/metody-diagnostiki-vobrazhenija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Тест «Особенности творческого воображения»

Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Ход задачи. Испытуемые прослушивают начало рассказа. «Темнело, Шел нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговарнвали. Вдруг..»

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу — 10 минут.

В качестве критерргя оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Задача 2. Проследить особенности творческого воображения.

Ход задачи. Испытуемые записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все данные слова.

Оценка рассказов — по критериям предыдущей задачи.

Задача З. Выяснить особенности творческого воображения.

Ход задачи. Испытуемым предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2 см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.

Вывод. Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.

Источник:
Тест «Особенности творческого воображения»
Тест «Особенности творческого воображения»: главная тема данной страницы сайта Psyoffice.ru
http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-tvoob.htm

COMMENTS