Половые отношения

АБОРТЫ И КОНТРАЦЕПЦИЯ

Православная церковь считает аборт одним из тягчайших смертных грехов и приравнивает его к убийству. Между тем, по официальной статистике, в России совершается более трех миллионов абортов в год. Получается, мы живем в стране детоубийц!

«Предохраняться надо — вот и абортов не будет», — со знанием дела заявляют иные женщины.

Увы, придется их огорчить.

Многие популярные виды современной контрацепции обладают абортивными свойствами и убивают уже зачатый эмбрион.

Существует распространенное заблуждение, что в абортах, особенно сделанных на ранних сроках, нет ничего страшного и что женщина вольна распоряжаться любой частью своего тела, в том числе и неродившимся ребенком. А что по этому поводу думают ученые и врачи?

Жизнь человека начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал, — рассказывает заведующий кафедрой эмбриологии биологического факультета МГУ профессор Владимир Голиченков. — На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери, его нельзя уподобить органу материнского организма! Поэтому аборт на любом сроке беременности — намеренное прекращение жизни человека.

— Аборт — это узаконенное убийство, — говорит акушер-гинеколог Владимир Харитонов. -Он разрушает здоровье и психику женщины. Кроме болезней, существует так называемый «послеабортный синдром» — бессонница, ночные кошмары, реакция на годовщины аборта. Женщина невольно чувствует внутреннюю опустошенность. Наверное, это расплата за грех. Ультразвуковые съемки аборта на 12-й неделе явно показывают: ребенок чувствует боль, как любой из нас, и прекрасно понимает, что его хотят убить, — он всеми силами старается отодвинуть от себя инструмент и широко раскрывает рот в безмолвном крике, когда его разрывают на части. Сейчас многие аборты проводятся при ультразвуковом контроле и врач имеет возможность наблюдать ужас и муки убиваемого им ребенка, безмолвные и бесполезные мольбы о пощаде. Но человек, как известно, ко всему привыкает. И убивать тоже.

Итак, не только церковь, но и наука признает, что жизнь человека начинается с момента зачатия. Родители, уничтожающие своих детей в утробе, сами себя лишают благословения Божия, совершая преступление, которое, впрочем, в наши дни не является уголовно наказуемым деянием.

Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт людей «худшими, нежели убийцы». «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. У нас нет различения плода образовавшегося и еще не образованного», — сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной церкви.

Душа человеку дается Богом в момент зачатия, и мы не имеем права убивать даже только что образовавшийся эмбрион. Убийцей считается не только сделавшая аборт женщина, но и ее мужчина, с чьего согласия или, тем паче, по чьему повелению совершается тяжкий грех.

Кстати, не приемлют аборты не только православные. В Коране сказано: «Тот, кто убивает невинного человека, не совершившего никакого греха, убивает целиком все человечество. И тот, кто спасает жизнь одного безвинного, — все равно, что спасает жизнь всему человечеству». Но есть ли на свете более невинный человек, чем нерожденное дитя?

В дореволюционной России аборты были запрещены, за них женщин заключали в «исправительный дом», а врача сажали в тюрьму. Разрешить извержение плода в те времена могли лишь в особо исключительных случаях, если беременность создавала реальную угрозу жизни матери.

Для настоящих православных людей и в наши дни существует только это единственное исключение. В ситуации, если существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, пастыри обычно проявляют снисхождение. Прервавшая беременность в таких обстоятельствах женщина не отлучается от евхаристического общения с Церковью, и лишь приносит покаянное молитвенное правило, которое ей устанавливает священник на исповеди.

Тем не менее многие матери по собственному выбору идут на риск и героически рожают, несмотря на предостережения врачей. Любой священник со стажем может вспомнить десяток-другой примеров из своей практики, когда врачи отправляли женщину на прерывание беременности, предсказывая неминуемую смерть от родов, а батюшка благословлял рожать — и выживали оба, и мать и ребенок. В случае же смерти женщины такое самопожертвование может считаться душеспасительным подвигом.

— Нет таких причин, которые могли бы оправдать аборт! — считает известный пастырь и миссионер, протоиерей Димитрий Смирнов. — Даже угроза жизни матери чаще оказывается ошибкой. Врачи обычно просто предполагают, но жизнью и смертью распоряжается не врач, а Бог. Господь всегда может дать силы просящему! Мы с ужасом узнаем о маньяках, убивающих и расчленяющих людей. «Да как его земля носит?» — негодуем мы. А потом отправляем свою жену или дочь на аборт — убийство не менее изощренное. Вы представьте себе, только за последнее десятилетие в России погублено более 25 миллионов неродившихся младенцев! Нация, таким образом уничтожающая сама себя, обречена на погибель! Не удивляйтесь, если после прерывания беременности распалась семья, началась тяжелая болезнь или произошло другое несчастье. Все это — следствие тяжкого греха детоубийства.

Не являются уважительной причиной для аборта физические уродства или психические отклонения у малыша. На свете нет ничего случайного. Если Бог попускает родиться инвалиду или умственно отсталому ребенку, значит, это входит в Божий план спасения данной семьи и надо только безропотно принять и понести этот крест. Да и диагностика может быть ошибочной или пристрастной — когда врач имеет доход от продажи абортного «материала». Было немало случаев, когда гинекологи уверяли женщин, что у них дефективный плод, и убеждали сделать аборт, а те отказывались и рожали нормальных детей безо всяких патологий.

В большинстве случаев роды оказывают на женский организм благотворное воздействие. Нередко сами собой проходят всевозможные болезни. У беременной жены моего друга появилась и стала расти киста. Такое у нее уже было однажды в юности, тогда пришлось удалять нарост хирургическим путем. На сей раз операцию делать было нельзя, врачи сказали, что сделать ее можно будет только через некоторое время после родов. Родив, спустя пару недель жена обнаружила, что киста исчезла, словно ее и не было. Остается только гадать, что это было — чудо или нормальная послеродовая защитная реакция женского организма.

Случаются и более удивительные исцеления. В 1948 году молодая канадка Элеонора Неллиген умирала от тяжелой, открытой формы туберкулеза. Туберкулезная полость в нижней доле легкого, разложение тканей и невозможность операционным путем устранить последствия прогрессирующей чахотки не оставляли ей никаких надежд. А тут еще она вдруг забеременела после свидания с мужем!

От аборта Элеонора и муж категорически отказались. К изумлению врачей, ближе к родам состояние больной стало стабильно улучшаться! Организм воспрянул и преодолел страшную болезнь. Освобождая пространство для растущего ребенка, диафрагма стала поднимать нижнюю долю пораженного легкого, и его разрушенные участки тканей срослись и зарубцевались. Малыш родился здоровым. Его матери стало настолько лучше, что уже через несколько месяцев ее выписали из больницы. Это чудо — одно из многих доказательств того, что существует Высшая сила, мудрость, справедливость и тайна, превосходящая человеческое понимание.

Одна из моих знакомых часто видит во сне милого вихрастого белобрысого пацаненка. Иногда он берет ее за руку и смотрит в глаза. А однажды он сказал: «Мама, ну зачем ты меня убила? Ведь я был бы с тобой в старости, кормил бы тебя. А Костя скоро уйдет, и ты совсем одна останешься, и я помочь тебе уже не смогу». Через несколько месяцев единственный сын Костя погиб в автокатастрофе. Рожать Татьяна уже не могла. Муж у нее умер несколько лет назад, да и возраст был уже не тот.

Очень многие женщины рано или поздно начинают сожалеть о совершенных абортах. Муки совести и боль души могут привести в состояние полного отчаяния. Церковь не отвергает таких детоубийц, а призывает их раскаяться и встать на путь преодоления пагубных последствий греха. Осознав, какое тяжкое зло было содеяно, женщина приносит глубокое искреннее покаяние. Батюшка назначает ей епитимью — так называется добровольно принимаемое душеполезное наказание. В зависимости от тяжести содеянного и строгости духовника, женщине могут назначить 40 дней подряд читать Покаянный Канон или, к примеру, на несколько лет (либо пожизненно) отказаться от мяса или какого-то другого любимого продукта.

В дальнейшем раскаявшаяся грешница должна много молиться, участвовать в спасительных церковных Таинствах и стремиться праведной, милосердной жизнью загладить свою вину. Если есть возможность — надо рожать побольше детей и воспитывать их в добрых православных традициях. Некоторые женщины ходят в абортарии и ведут беседы с пришедшими на операцию, отговаривая их от детоубийства. Иногда достаточно бывает просто помочь добрым словом, советом или деньгами отчаявшейся женщине, и та отказывается от аборта. Чем больше человек поможет своими ближним и принесет добра и света в этот мир, тем больше шансов, что ему будут прощены даже самые тяжкие грехи.

Но не только аборты убивают во чреве зарождающуюся жизнь. Есть еще более ухищренное дьявольское изобретение — абортивная контрацепция. Те, кто делал аборты, могут, по крайней мере, раскаяться и зажить по-новому. Другое дело люди, предохраняющиеся «убийственными» способами. Загубив десятки человеческих жизней, они могут искренне считать себя безгрешными молодцами и гордиться собой.

Супруги-христиане всегда должны помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

В Основах социальной концепции Русской православной церкви говорится об идеале половых отношений, когда семья не предохраняется, принимая такое количество детей, сколько им посылает Господь. Понятно, что далеко не все верующие сегодня способны вести такой стиль жизни. Приходится учитывать многие факторы — сложное экономическое положение многих россиян и различные жизненные ситуации. Снисходя к немощи человеческой, Церковь допускает применение неабортивной контрацепции.

Эти вопросы православным супругам желательно обсудить с опытным духовником. Разрешенных для применения верующими людьми неабортивных методов контрацепции немного. Наиболее популярен «календарный метод». Учитывая месячный цикл и дни возможной овуляции, супруги могут высчитывать «опасные» и «безопасные» дни. Есть еще физиологический способ, связанный с ежедневным измерением температуры у женщины. Правда, как известно, организм может «обмануть» расчетливых людей и подарить-таки им незапланированную беременность. Но в этом, в принципе, есть и свой плюс. Получается, что муж и жена не уклоняются от своих почетных родительских обязанностей, а лишь уменьшают вероятность зачатия. Если Богу будет угодно, произойдет ошибка в расчетах и мир пополнится новым человеком.

А вот прерванный половой акт большинство священников считают крайне нежелательным способом. Мало того, что он напоминает о грехе Онана, изливавшего семя вне своей жены, при регулярном использовании он может быть вреден для организма и психики.

Если в семье уже много детей, а рожать все новых и новых уже не позволяет здоровье и материальное положение, то в исключительных случаях допустима стерилизация. Правда, Бог может сделать так, что и этот способ не окажется стопроцентно «надежным». Мне известна семья, в которой после рождения четверых детей жена стерилизовалась. Через некоторое время она снова забеременела и родила пятого ребенка. Каким-то удивительным образом у женщины развязалась одна из труб, и она снова обрела способность к деторождению.

Допустимы в повседневной жизни мази и свечи, нейтрализующие сперматозоиды. Не возбраняются и презервативы. Понятно, что удовольствия при их использовании меньше, но «безопасность» требует жертв.

Но лучше все-таки поменьше ломать голову над вопросами контрацепции и побольше рожать. Во-первых, это сказочно приятно — когда сливаешься в экстазе с любимой супругой, ничего не боясь и заранее зная, что в любой момент может произойти великое таинство — зарождение новой жизни. А во-вторых, пора и о нашей Отчизне подумать! Ежегодно у нас в стране умирает людей на миллион больше, чем рождается, и коэффициент смертности растет.

Проведем простой грубый подсчет. Итак, на 1,5 миллиона рожденных — 2,5 миллиона умерших. Родившиеся люди в будущем составят около 700 тысяч семей. Чтобы компенсировать смертность и повернуть вспять процесс вымирания нашего народа, каждой из этих семей надо родить минимум по четыре ребенка! Иначе придется смириться с тем, что лет через 40-50 «аборигенов» в России останется не больше, чем сейчас индейцев в Америке, и родные просторы заселят соседние народы, у которых проблем с рождаемостью никогда не было.

Моя Семья, 2005г. №25, стр.26

Челябинской епархии, Московской Патриархии, Русской Православной Церкви

456905, РФ, Челябинская область, Саткинский район, пос. Межевой, ул. Карла Маркса, 5 «б»

Источник:
АБОРТЫ И КОНТРАЦЕПЦИЯ
Православная церковь считает аборт одним из тягчайших смертных грехов и приравнивает его к убийству. Между тем, по официальной статистике, в России совершается более трех миллионов абортов в год.
http://hramsatka.orthodoxy.ru/publ/pub00001.htm

Клин православный

Войти через uID

Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности

Автор: Протоиерей Борис Балашов

В современном обществе очень болезненно стоят вопросы, связанные с семьей. Иногда приходится даже слышать, что сам институт семьи отмирает. Многие люди хотели бы иметь прочные семьи, в которых тепло и уютно, однако ничего не получается. Огромный процент разводов в настоящее время просто удручает.

Большое количество молодых людей рано начинает половую жизнь, но при этом они долго не могут вступить в брак или очень быстро разводятся — всем известно выражение «сбегать замуж». Да и те семьи, что остались на плаву, тоже не очень радуют. Почему так происходит? Да и возможно ли сейчас строить семьи надолго с доброжелательными взаимными отношениями супругов? Может быть, мы все-таки что-то делаем не так?

Я не буду пытаться одним махом решить все проблемы семейных взаимоотношений, но все же постараемся понять: каков Божий замысел о человеческой семье?

Бог является Творцом мира видимого и невидимого. И мы тоже являемся творениями Божиими, но совершенно особыми, отличными от всех других творений по своей природе. В Библии так повествуется о Божием замысле: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1, 26).

Таким образом, человек должен стать образом и подобием Божиим. Однако когда повествуется о том, как Бог сотворил человека, сказано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27).

Образом Божиим, то есть неким портретом Божиим, человек стал, а вот подобием при своем сотворении не стал. Но ведь замысел Божий не может измениться. Чем же различаются «образ» и «подобие»? Рассмотрим эти понятия на примере.

Родился в семье ребенок. Близкие с умилением рассматривают нового человека и стараются уловить в нем черты папы, мамы, бабушки или дедушки. При этом часто говорят, что ребенок — портрет, то есть образ, папы или мамы. Но пока этот «образ» совершенно беспомощный, ничего делать не может и не умеет. Много лет еще пройдет, прежде чем этот «пищащий образ» станет взрослым. Еще огромные усилия надо употребить близким, чтобы их чадо научилось всему, что необходимо знать и уметь взрослому самостоятельному человеку. И вот только тогда этот «образ» станет подобным своим родителям, станет как они, то есть их подобием.

Применительно к сотворенному Богом человеку можно сказать, что этому «образу Божиему» необходимо возрастать духовно и умственно, чтобы стать подобным Богу, то есть Его «подобием». Именно об этом говорит Православная Церковь, когда некоторых святых называет «преподобными», то есть хорошо уподобившимися Богу. Ведь приставка «пре-» придает слову «подобными» смысл превосходной степени.

Во второй главе Бытия о человеке сказано: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7).

Тело человека создано из земного вещества, как и тела всех животных. Человеческий организм, конечно, отличается от животного, но в нем есть и все то, что получили от Бога животные, созданные Творцом. По содержанию же своего внутреннего мира человек сотворен. Помимо глубокого и творческого разума он получил некое «дыхание жизни» от своего Создателя. Поэтому человек имеет бессмертную нематериальную душу, которая не может разлагаться на составные части, так как таковых нет в принципе. По этим причинам важнейшей частью человеческой личности является его бессмертная духовная составляющая.

Имея материальное тело, человек своей деятельностью может воздействовать как бы обратной связью на свою душу и делать ее чище, добрее, или наоборот, злее и грязнее.

Человек сотворен Богом таким образом, что две человеческие личности — мужчина и женщина — должны составлять органическое единство, что ясно следует из текста Библии (см. Быт. 1, 27).

Во второй главе книги Бытия объясняется причина, почему человек лишается некоторой полноты своей жизни — чтобы женщина явила иную грань, или сторону (еврейское слово «цела» переводится как ребро, грань, сторона), человеческого бытия: Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18) — и далее: для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт. 2, 20). Помощник «соответственный» или «подобный» по смыслу библейского текста означает: человек, делающий с другим человеком одно дело и стоящий напротив него при этой работе.

Почему же в райском безгрешном мире человеку «не хорошо»? Все, вроде бы, вокруг прекрасно: природа, птицы, животные… Но ведь по замыслу Божиему человек должен стать богоподобной личностью. А для того, чтобы духовно-нравственно возрастать и учиться всем существом любить Бога, надо научиться любить человека — образ или портрет Божий. Об этом ясно говорит в своем послании святой апостол Иоанн Богослов (см. 1 Ин. 2, 14-18; 23, 4, 7-12; 20-21).

Муж и жена в браке составляют один духовно-телесный организм, одну «плоть»: И будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24).

Цель брака в райском состоянии — это помощь друг другу в духовно-нравственном возрастании и достижении богоподобия.

В результате грехопадения исказилась человеческая природа, люди стали больны грехом. Перестали быть такими гармоничными, как в раю, брачные отношения. Теперь уже духовно-нравственная задача брака — не столько достижение богоподобия, сколько совместная борьба с грехами в своих сердцах и в своей жизни и благодатное преображение со Христом и во Христе больного грехом человека.

Учась любить человека, христианин учится любить Бога. Во всей полноте это относится к христианскому браку, в котором на первом месте стоит любовь к Богу, а после нее на втором месте — любовь супругов друг к другу. Такая любовь самая сильная и крепкая, ведь она не просто выше всего земного, а всего лишь пониже неба.

По словам Г.И. Шиманского, «в человеке плотская любовь никогда не может быть чисто животным чувством, она всегда сопровождается душевным влечением, естественным или извращенным» (Г.И. Шиманский. Нравственное богословие. Общество любителей православной литературы. Издательство имени Льва, папы Римского. Киев, 2010. С. 596). «Христианство хочет возвысить ее так, чтобы она была нормальным сознательно-душевным или даже духовным влечением, — пишет архиепископ Никанор, — и в этих видах призывает на нее благословение Божие» (Никанор, архиеп. Херсонский и Одесский. Беседа о христианском супружестве. Против графа Льва Толстого. Изд. 2. Одесса, 1890. С. 48-49).

Священник М. Менстров пишет: «Брак есть заключенный на основании полового отношения и взаимной любви пожизненный союз мужчины и женщины, сопровождающий общением их во всех отношениях, обстоятельствах и благах жизни…» (Священник М. Менстров. Уроки по христианскому православному нравоучению. С. 249. Цит. по Г.И. Шиманский. Указ соч. С. 595).

Иные, по мысли Г.И. Шиманского, «считают главной целью брака противодействие и предохранение от распутства, ссылаясь на слова Священного Писания (см. 1 Кор. 7; 2, 9). Но эта цель подчиненная, а не главная, ибо брак учрежден до грехопадения, и с грехопадением первоначальная идея брака не изменилась.

Брак имеет цель в самом себе. Первая и главная его цель — полная и безраздельная преданность и общение двух супружеских лиц — «не добро быти человеку одному» (по-русски: «нехорошо человеку быть одному» — прим. авт.) (Быт. 2, 18)» (Г.И. Шиманский. Указ. соч. С. 548-599).

Таким образом, цель брака — создание нового духовно-телесного организма, семьи для восполнения друг друга во взаимном всестороннем естественном общении и полноты личного бытия для достижения бессмертия и Вечной Жизни в Царстве Небесном.

Еще в раю Бог благословил сотворенных Им людей: и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь… (Быт. 1, 28). То есть само по себе деторождение и взаимное душевно-телесное соединение супругов никак не могут быть греховными. Поэтому дети — это следствие или плод брака. «Если мы назовем детей целью брака, — пишет Г.И. Шиманский, — то бесплодие (бездетность) были бы одним из оснований для развода. Но мы знаем, что бездетность не уничтожает существа брака и не лишает его цели» (Г.И. Шиманский. Указ. соч. С. 598).

Обо всем этом мне пришлось сказать, чтобы пояснить названные в заглавии статьи проблемы. Половая связь мужчины и женщины служит духовно-телесному единению супругов в браке и ценна, когда соответствует этой цели.

В моем личном понимании «секс» — это телесная связь мужчины и женщины только ради достижения чисто физического удовлетворения без построения взаимного душевного единения двух любящих людей, что всегда бывает вне брака или в неблагополучном браке.

Когда человек принимает пищу, то его цель — насыщение и восполнение своих сил. Но и в этом деле могут быть противоестественные извращения, когда едят только для приятных ощущений и вкусового удовлетворения, как это иногда делали древние римляне на своих пирах: наедятся, сходят в отхожее место, искусственно вызовут рвотные позывы, избавятся от съеденного — и снова едят. И так многократно в течение дня.

В половых вопросах подчас животные, например собаки, бывают разумнее людей. Они не превращают половую связь лишь в одну игру, она у них в соответствии с инстинктом направлена исключительно на продолжение рода. Ни о каком духовно-телесном единении у собак, разумеется, не может быть и речи.

Позиция Церкви по вопросам брака и семьи выражена в следующем документе, принятом Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г.: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (Издательство Московской Патриархии, 2000 г.). В нем сказано: «Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил… Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви…

Пропаганда порока наносит особенный вред неутвержденным душам детей и юношества… Интимные отношения мужчины и женщины не только обнажаются и выставляются напоказ, оскорбляя естественное чувство стыдливости, но и представляются как акт чисто телесного удовлетворения, не связанного с глубокой внутренней общностью и какими-либо нравственными обязательствами…

Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6, 19-20). Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общности, «единодушие душ и телес» супругов, о которых Церковь молится в чине брачного венчания…» (С. 110-112).

«…Зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно…»

«Одним из путей реализации ответственного отношения к их (детей — прим. авт.) рождаемости является воздержание от половых отношений на определенное время… Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может вместить высокие требования воздержания, и тех, кому не дано (Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи…» (С. 122-123).

О проблемах контрацепции в представленном документе сказано: «Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивными средствами, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнять нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует понимать, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистичных побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» (С. 122).

Таким образом средства контрацепции, связанные с убийством уже зародившейся живой клетки, являются преступлением и абсолютно недопустимы. Иные формы предохранения, включая и наименее духовно вредные — механические средства (неабортивного действия), — в большей или меньшей степени несут элементы греха.

По словам опытных духовников, и наименее духовно-вредные средства предохранения все равно пачкают душу.

Опыт душепопечения Церкви говорит, что если невозможно обойтись без большого греха, надо идти по линии наименьшего греха. Поэтому при использовании средств контрацепции, не связанных с убийством, человеку нужно понимать, что все же это хоть и наименьший, но грех. Поэтому надо молить Бога о прощении своих грехов, совершаемых по телесной немощи, и каяться в этом на исповеди.

Напомню еще раз: нельзя смотреть на человеческую личность только как на тело. Ведь половая связь, помимо деторождения, имеет целью построение и поддержание супружеского единения двух личностей в духовно-телесном организме — семье.

Во время беременности женщине для сохранения душевного и телесного здоровья маленького человечка, который живет у нее под сердцем, приходится воздерживаться частично или абсолютно от половой связи с мужем. А он нередко такое длительное воздержание, тем более будучи нецерковным человеком, перенести не может. Чтобы он не загулял, некоторые женщины соглашаются на оральный секс. Но это совсем не безопасно для семьи и супружеских отношений.

Да, семья — это подвиг супругов. Если муж духовно слаб и не в состоянии получать благодатное подкрепление для несения своего семейного креста (в смысле служения), то нужно его укреплять душевно. Проявляйте к нему максимум внимания, душевного тепла и, если это необходимо, ласки.

Кроме того, не забывайте ежедневно усердно молиться Богу о крепости ваших семейных уз. Женщине следует молиться и о муже, чтобы Господь хранил его от беды и греха. Вспомним слова Христа: По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29).

Все те действия, которые уводят семью от предназначенного ей Богом спасительного пути, приносят беды и катастрофы. Это в равной степени относится как к жизни самой семьи, так и ее членов.

Фото: Татьяна Сазонова

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».

Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.

Источник:
Клин православный
Войти через uID Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности Автор: Протоиерей Борис Балашов В современном обществе очень болезненно стоят вопросы, связанные с
http://www.pravklin.ru/publ/slozhnye_voprosy_supruzheskie_otnoshenija_kontracepcija_period_beremennosti/11-1-0-1348

Нравственность в области пола

Только недобрый человек испытывает удовольствие, ставя других в неловкое положение. Я не думаю, чтобы чрезмерно высокие и строгие нормы приличия служили доказательством целомудрия или помогали ему; и потому значительное упрощение и облегчение этих норм в наши дни рассматриваю как явление положительное.

Однако тут есть и неудобство: люди различных возрастов и несхожих типов признают различные стандарты приличия. Создается большая неразбериха. Я думаю, пока она остается в силе, старым людям или людям со старомодными взглядами следует очень осторожно судить о молодежи. Они не должны делать вывод, что молодые или «эмансипированные» люди испорчены, если (согласно старым стандартам) они ведут себя неприлично. И наоборот, молодым людям не следует называть старших ханжами или пуританами из-за того, что, те не в состоянии с легкостью принять новые стандарты. Подлинное желание видеть в других все хорошее, что в них есть, и делать все возможное, чтобы эти «другие» чувствовали себя как можно легче и удобнее, привело бы к решению большинства подобных проблем.

Целомудрие — одна из наименее популярных христианских добродетелей. В этом вопросе нет исключений; христианское правило гласит: «Либо женись и храни абсолютную верность супруге (или супругу), либо соблюдай полное воздержание». Это настолько трудное правило, и оно настолько противоречит нашим инстинктам, что напрашивается вывод: либо не право христианство, либо с нашими половыми инстинктами в их теперешнем состоянии что-то не в порядке. Либо то, либо другое. И конечно, будучи христианином, я считаю, что неладно с нашими половыми инстинктами.

И еще одно, третье соображение. Немногие желают есть то, что пищей не является, или делать с пищей что-либо другое, а не есть ее. Иными словами, извращенный аппетит к пище — вещь крайне редкая. А вот извращения сексуальные — многочисленны, пугающи и с трудом поддаются лечению. Мне не хотелось бы вдаваться во все эти детали, но придется. Делать это приходится потому, что в последние двадцать лет нас день за днем кормили отборной ложью о сексе. Нам повторяли до тошноты, что половое желание в такой же степени правомерно, как и любое другое естественное желание; нас убеждали, что, если только мы откажемся от глупой викторианской идеи подавлять это желание, все в нашем человеческом саду станет прекрасно. Это — неправда. Как только вы, отвернувшись от пропаганды, переведете взгляд на факты, вы увидите, что это ложь.

Вам говорят, что половые отношения пришли в беспорядок из-за того, что их подавляли. Но в последние 20 лет их не подавляют. О них судачат повсюду, весь день напролет, а они все еще не пришли в норму. Если вся беда в подавлении секса, в замалчивании, то с наступлением свободы проблема должна бы разрешиться. Однако этого не случилось. Я считаю, что все было как раз наоборот: когда-то, в самом начале, люди начали обходить этот вопрос именно из-за того, что он выходил из-под контроля, превращался в чудовищную неразбериху.

Мы не можем исцелиться прежде, чем захотим. Те, которые действительно ищут помощи, получают ее. Но многим современным людям даже пожелать этого трудно. Легко думать, будто мы хотим чего-то, когда на самом деле вовсе этого не хотим. Давно еще один известный христианин сказал, что когда он был молодым, то постоянно молился, чтобы Бог наделил его целомудрием. И лишь много лет спустя он осознал, что, пока его губы шептали: «О Господи, сделай меня целомудренным», сердце втайне добавляло: «Только, пожалуйста, не сейчас». То же самое может случиться и с молитвами о других добродетелях.

Существуют три причины, почему в настоящее время нам особенно трудно желать целомудрия; я уже не говорю о том, чтобы достичь его.

Поэтому нет оснований считать, что любое сильное желание естественно и разумно. Каждому здравомыслящему и цивилизованному человеку должны быть присущи какие-то принципы, руководствуясь которыми он одни свои желания осуществляет, другие отвергает. Один человек руководствуется христианскими принципами, другой — гигиеническими, третий — социальными. Настоящий конфликт происходит не между христианством и «природой», а между христианскими принципами и принципами контроля над «природой». Ведь «природу» (то есть естественные желания) так или иначе приходится контролировать, если мы не желаем разрушить свою жизнь. Следует признать, что христианские принципы строже других. Но христианство само помогает верующему в соблюдении их, тогда как при соблюдении других принципов вы никакой внешней помощи не получаете.

Во-вторых, многих людей отпугивает самая мысль о том, чтобы всерьез следовать христианским принципам целомудрия, ибо они считают (прежде, чем попробовали), что это невозможно. Но, испытывая что бы то ни было, нельзя думать о том, возможно это или нет. Ведь над экзаменационной задачей человек не раздумывает, но старается сделать все, на что способен. Даже самый несовершенный ответ будет как-то оценен; но если он вообще не ответит на вопрос, то и оценки не получит. Не только на экзаменах, но и на войне, либо занимаясь альпинизмом, или когда учатся кататься на коньках, плавать или ездить на велосипеде, даже застегивая тугой воротник замерзшими пальцами, люди часто совершают то, что казалось невозможным прежде, чем они попробовали. Поразительно, на что мы способны, когда заставляет необходимость.

И наконец, несмотря на то что мне пришлось так долго говорить о сексе, я хочу, чтобы вы ясно поняли: центр христианской морали — не здесь. Если кто-нибудь полагает, что отсутствие целомудрия христиане считают наивысшим злом, то он заблуждается. Грехи плоти — очень скверная штука, но они наименее серьезные из всех грехов. Самые ужасные, вредоносные удовольствия чисто духовны: это удовольствие соблазнять других на зло; желание навязывать другим свою волю, клеветать, ненавидеть, стремиться к власти. Ибо во мне живут два начала, соперничающие с тем «внутренним человеком», которым я должен стремиться стать. Это — животное начало и дьявольское. Последнее — наихудшее из них. Вот почему холодный самодовольный педант, регулярно посещающий церковь, может быть гораздо ближе к аду, чем проститутка. Но конечно, лучше всего не быть ни тем, ни другой.

Источник:
Нравственность в области пола
Являются ли целью любви свободные половые отношения? Являются ли необузданные половые инстинкты надежным проводником к настоящей любви? Значит ли быть свободным – это нарушать правила? Скачать книгу Клайв Льюис
http://www.realove.ru/main/Biblio?id=270

Половые отношения

Половые отношения представляют собой одну из важных сторон жизнедеятельности человеческого организма. Вопрос о половой жизни в целом — вопрос крайне сложный, состоящий из разных аспектов: социального, морально-этическрго, биологического, физиологического, медицинского. Мы здесь коснемся лишь двух последних сторон вопроса, т. е. тех профилактических и лечебных мер, которые направлены на всемерное оздоровление половых отношений с физиологической точки зрения.

Значение нормальной половой жизни в поддержании здоровья целостного организма общеизвестно; от нее в большей или меньшей степени зависит и функция органов половой системы, и гормональный баланс организма, и состояние центральной нервной системы, в том числе высшей нервной деятельности, психики человека.

Гигиена половой жизни — важное средство предупреждения не только заболеваний половых органов (таких, как венерические болезни, неспецифические воспалительные процессы в женских и мужских гениталиях и др.), но и патологических изменений в других органах и системах, не относящихся непосредственно к половой сфере (например, расстройств нервной системы).

Прежде всего, необходимо коснуться некоторых общих для мужчин и женщин правил соблюдения гигиены половой жизни.

Половую жизнь следует начинать после наступления половой зрелости, т. е. в возрасте 18—20 лет. По советским законам вступление в брак разрешается с 18 лет, так как только в этом возрасте завершается формирование организма как мужчины, так и женщины. Более раннее начало половой жизни вредно отражается на здоровье, приводит к физическому и психическому истощению, задерживает дальнейшее развитие организма. Особенно вредны ранние беременности и роды. Потомство чересчур молодых родителей может оказаться неполноценным. Перед вступлением в брак весьма желательно обращение будущих супругов к врачу для выяснения состояния здоровья.

Нормальная частота половых сношений — в среднем 2—3 раза в неделю, хотя она индивидуальна для каждой супружеской пары и может варьировать.

Интенсивность половой жизни, будучи сугубо индивидуальной, зависит от очень многих факторов: состояния здоровья, возраста и темперамента, а также от взаимного влечения партнеров.

В период регулярной брачной половой жизни частота половых сношений зависит от возраста. Принято считать нормальным следующее среднее число половых сношений в неделю: в возрасте от 20 до 30 лет — 5, в возрасте от 30 до 40 лет — 3—4, в возрасте от 41 до 50 лет — 2—3, в возрасте 50—60 лет — 1—2.

Средняя нормальная продолжительность одного полового акта (от момента введения полового члена во влагалище до оргазма и семяизвержения) — от 1 до 3 минут.

Длительное половое воздержание у мужчин молодого и среднего возраста при условии активного образа жизни (занятия физкультурой, ходьба, водные процедуры и т. п.) совершенно безвредно. Однако в пожилом возрасте длительный перерыв в регулярной половой жизни может привести к значительному снижению или полному исчезновению половой потенции.

Наиболее принятое для половых сношений время суток — вечер, так как за время последующего ночного сна полностью восстанавливаются затраченные на половой акт силы. Однако и это правило не одинаково для всех. У людей с повышенной утомляемостью, которым вечерняя усталость после насыщенного трудового дня не дает возможности иметь нормальное сношение вечером, наиболее благоприятное время для этого — утро.

Большое значение имеет и обстановка, в которой происходит половой акт. Чистота не только тела, но и постельного и нательного белья имеет значение для гигиены половой жизни. Не рекомендуется совершать половой акт в состоянии раздражения, плохого настроения, а также физического утомления. Все перечисленные неблагоприятные физические и психические обстоятельства и факторы, сопутствующие половому акту, могут условнорефлекторным путем вызвать в дальнейшем половые расстройства как у мужчины, так и у женщины.

Безусловно, вредны половые излишества особенно в юношеском и пожилом возрасте. У лиц обоего пола они приводят к истощению нервной системы, преждевременному старению, половым расстройствам. Вследствие частых приливов крови к органам малого таза и венозного застоя в половых органах излишества в половой жизни могут способствовать возникновению или ухудшению течения хронических воспалительных процессов в гениталиях как мужчины, так и женщины.

Следует подчеркнуть, что половые излишества представ¬ляют вред и опасность не только для половых органов, ибо половой акт вызывает бурные сдвиги во всем организме. Известно, что у совершенно здоровых мужчин при половом сно¬шении наступает значительное ускорение пульса, повышение артериального давления. Это обстоятельство следует особенно учитывать мужчинам пожилого возраста, а также страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями. Последним рекомендуется решать вопрос о частоте половых сношений при консультации с врачами (терапевтом, урологом, сексопатологом).

Источник:
Половые отношения
Половые отношения представляют собой одну из важных сторон жизнедеятельности человеческого организма. Вопрос о половой жизни в целом — вопрос крайне сложный, состоящий из разных аспектов:
http://vam-zhenshini.ru/2011-07-05-18-45-16/84-pol-gigiena/576-2011-07-20-14-07-17.html

COMMENTS