Популярные записи:

Киану ривз о женщинах Киану Ривз восхищен русскими женщинами 17 ноября 2013, 14:03 | Знаменитый голливудский актер Киану Ривз…максим галкин детские фото Максим галкин детские фотоАлла Пугачева и Максим Галкин показали подросших детей – ФОТО Максим Галкин…Сколько нужно лука на 1 кг фарша для пельменей Всё о пельменях Сколько нужно фарша на 1 кг пельменей? Полезная информация для хозяек Пельменей…Дженнифер сайм фото аварии Господин Совершенство Комментарии Киану - ты прекрасен. Красив, талантлив, таинственнен, а глаза просто бездонные, хоть…Почтовый адрес киану ривза Кто видел в живую Киану Ривза Кто-нибудь видел Киану Ривза в живую? Как он Вам?…

Понятие общения в психологии

Виды общения в психологии

Общение свойственно, безусловно, всем живым высшим существам. Но все же на уровне людей оно приобретает наиболее совершенные формы, при этом становясь опосредствованным и осознанным речью. В общении выделяется 3 аспекта: содержание, средства и цель. Есть и разные виды общения, но об этом позже.

Через общение могут передаваться одному живому существу от другого данные об их различных эмоциональных состояниях (радость, гнев, удовлетворенность, страдание, печаль и т. п.), что говорит о настрое иного живого существа на контакты.

Целью общения является то, ради чего у людей возникает этот вид активности. Это может быть скрытое побуждение иного живого существа к конкретным, определенным действиям или предупреждение о воздержании от какого-то действия. Также целью может быть получение и передача объективных знаний о нашем мире, воспитание и обучение, прояснение и установление деловых и личных взаимоотношений, согласование совместных действий людей в их деятельности, многое другое.

Общение — это довольно сложный процесс естественного взаимодействия людей, зависящий от многих факторов. Окончательные результаты общения могут быть как эффективными, так и неэффективными. Известно, что общение имеет свои приемы, виды, методы. По этим основаниям производится классификация общения.

Материальное общение — субъекты, занятые индивидуальной деятельностью, активно обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средствами удовлетворения актуальных для них потребностей.

Кондиционное общение — люди оказывают друг на друга влияние и стремятся друг друга привести в определенное психическое или физическое состояние.

Мотивационное общение — своим содержанием имеет передачу друг другу конкретных установок, побуждений или готовности к действию в определенном направлении.

Деятельностный и когнитивный вид общения связан с различными видами учебной или познавательной активности. Биологическое — это такое общение, что необходимо для сохранения, поддержания и развития организма. Напрямую связано оно с полным удовлетворением самых распространенных органических потребностей. Цели укрепления и расширения межличностных контактов, развития и установления личностного роста, интерперсональных отношений преследует социальное общение.

Виды общения в психологии по средствам: непосредственное и опосредствованное, прямое и косвенное. Непосредственное — осуществляется при помощи естественных органов, что даны природой живому существу: туловище, голова, голосовые связки, руки и т. п. Опосредствованное же связано с прямым использованием специальных орудий и средств именно для организации обмена информацией и общения. Прямое общение осуществляется в личных контактах и при непосредственном восприятии друг другом общающихся людей. К примеру, это беседы, телесные контакты, общение в случаях, когда собеседники видят друг друга и непосредственно реагируют на действия партнера. Косвенное общение проявляется через посредников — других людей (например, переговоры между двумя конфликтующими сторонами на межнациональном, межгосударственном, семейном, групповом уровнях).

Есть еще некоторые виды общения, которые следует выделить: личностное и деловое, целевое и инструментальное. Содержание делового общения — то, чем заняты люди, а не затрагивающие их внутренний мир проблемы. Личностное же общение в основном сосредоточено вокруг разнообразных психологических проблем именно внутреннего характера, тех потребностей и интересов, что интимно и глубоко затрагивают саму личность человека: поиски главного смысла жизни, внутреннее определение отношения к происходящему вокруг, к значимому человеку, разрешение каких-либо внутренних конфликтов.

Инструментальное — это общение, не являющееся самоцелью, не стимулирующееся самостоятельной потребностью, но такое, что преследует какую-то иную цель, кроме получения банального удовлетворения от данного акта общения. Целевое — служит само по себе средством удовлетворения какой-то специфической потребности, в общении (в данном случае).

Очень важное выделить такие виды общения у людей, как вербальное и невербальное. Вербальное предполагает обязательное условие — использование языка. Невербальное — это общение при помощи жестов, пантомимики, мимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Это зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и другие образы и ощущения, получаемые от какого-либо другого лица.

Источник:
Виды общения в психологии
Общение свойственно, безусловно, всем живым высшим существам. Но все же на уровне людей оно приобретает наиболее совершенные формы, при этом становясь опосредствованным и осознанным речью. Выделяют различные виды общения. Об этом — в статье.
http://fb.ru/article/37953/vidyi-obscheniya-v-psihologii

Понятие общения

Попробуем проследить развитие понятия общения в рамках наших отечественных традиций. Известный современный специалист в данной области Е. И. Рогов выделяет три основных этапа в становлении психологии общения.

1. Конец XIX — начало XX в. Исследования В. М. Бехтерева впервые заставляют задуматься о роли общения как фактора психического развития человека и о влиянии группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения — еще не предмет психологического исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции.

Таким образом, мы видим, что одним из первых проблемных вопросов был вопрос о статусе категории общения, о включенности данного понятия в предметную область психологической науки.

Другая проблема, на наш взгляд, отражает устойчивую традицию, существующую в нашей отечественной науке, связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Э. Дюркгейм полагал, что процесс общения — это процесс духовного речевого общения. Роль преобразовательной деятельности фактически сведена к нулю, а потому формы общения в обществе статичны.

В рамках отечественных традиций существует принцип единства общения и деятельности. Однако связь между этими категориями понимается по-разному.

Общение можно рассматривать как один из видов деятельности. В частности, Б. Г. Ананьев писал, что «человек является субъектом труда, общения, познания (курсив наш)» (Б. Г. Ананьев, 2001. С. 269). Таким образом, общение — один из видов деятельности наравне с трудом и познанием.

А. Н. Леонтьев считал, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности. В этом случае оно становится подчиненной структурой, процессом, который порожден потребностями в совместной деятельности. Стоит отметить, что тенденция выводить общение из деятельности появилась еще в советской психологии. Причем интересно, что здесь общение в любом случае рассматривается как «подчиненная» область или производная от деятельности.

Б. Ф. Ломов критиковал подобную точку зрения и полагал, что отношения между общением и деятельностью существенно сложнее. По его мнению, нельзя рассматривать человеческую жизнь как «поток сменяющих друг друга деятельностей» (Ломов Б. Ф., 1984. С. 245). Общение — самоценная категория, оно не всегда совершается ради потребности в совместной деятельности. Процесс общения может отражать специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми (аффилиативная потребность). Общение может быть не только средством, но и целью. Этой точки зрения придерживается и А. А. Реан, который отмечает: «Общение может выступать и в качестве самомотивированного процесса» (Реан А. А., 2004. С. 254).

Представлениям о самомотивированности процесса общения адекватно понятие фатического общения, под которым понимается бессодержательное в деятельностном плане общение, исключительная цель которого — поддержание самого процесса общения. Такое общение инициировано не совместной деятельностью, оно осуществляется «ради себя самого».

Кроме того, важным теоретическим основанием к различению категорий «общение» и «деятельность» является их отнесенность к различным методологическим парадигмам. Деятельность традиционно связана с формулой «субъект—объект», в то время как общение есть взаимодействие, осуществляемое по формуле «субъект—субъект». Дело в том, что в общении никто из партнеров не может рассматриваться как объект, каждый из них — активный субъект этого процесса (Реан А. А., 2004).

Таким образом, общение является самостоятельной категорией психологического исследования. Однако есть области, где общение и деятельность пересекаются, и области, где они далеки друг от друга.

Принцип единства общения и деятельности связан с третьим проблематичным аспектом психологии общения — разноплановостью и многозначностью определений общения.

С точки зрения деятельностного подхода верно следующее определение. Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Большой психологический словарь (составители — Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко) дает определение, из которого следует, что общение нельзя сводить к деятельности. Общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.

Идея о самостоятельности категории «общение» ярко представлена в концепции В. В. Знакова. Под общением понимается «такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)».

Представляется, что в русле концепции отношений объективным будет следующее определение: общение — это процесс взаимодействия партнеров, в ходе которого развиваются, проявляются и формируются определенные отношения между ними, каждого партнера к самому себе и к совместной деятельности.

С точки зрения личностного подхода убедительным выглядит следующая дефиниция: общение — это процесс межличностного, межсубъектного взаимодействия, порождаемый потребностями личности (субъектами общения), в том числе и потребностями в совместной деятельности.

Чаще всего в психологической литературе встречается следующее определение: общение — это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В Психологическом словаре под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

В результате можно констатировать, что адекватное определение общения — проблемная область в психологии общения. Более того, именно в дефиниции отражается понимание сущности сложного, многогранного процесса общения.

Источник:
Понятие общения
Попробуем проследить развитие понятия общения в рамках наших отечественных традиций. Известный современный специалист в данной области Е. И. Рогов выделяет три основных этапа в становлении
http://psyera.ru/ponyatie-obshcheniya-obshchie-harakteristiki-obshcheniya_8175.htm

Понятие общения в психологии

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение – сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.[[4]] Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.

Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

Так, А.С. Золотнякова[[5]] понимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Для нее общение было коммуникативно-регулятивным процессом, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой. В ПР такая трактовка просматривается через реализацию коммуникативно-регуляционной функции на уровне отношений организации и общественности.

В определении общения, прослеживаемого в работах А.А. Бодалева, общение трактуется как средство «паблик рилейшнз», вытекающее из самого определения ПР: «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми»[[6]].

В свою очередь «общение как вид деятельности» и «общение как взаимодействие», рассматриваемые А.А. Леонтьевым как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выгодского, который еще в 30-е годы пришел к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение[[10]]. Корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов, общение же и есть реализация всей системы отношений человека… Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе отношения[[11]].

Источник:
Понятие общения в психологии
Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен
http://www.timepsyhology.ru/tpsys-501-1.html

Реферат: Психология профессионального общения работников правопорядка

Реферат: Психология профессионального общения работников правопорядка

Тип: реферат Добавлен 13:42:54 14 ноября 2001 Похожие работы

Просмотров: 2518 Комментариев: 3 Оценило: 2 человек Средний балл: 3.5 Оценка: неизвестно Скачать

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ПРАВОПОРЯДКА

1. Понятие общения в психологии

В современной психологии существуют разные мнения о сущности процесса общения. Ряд ученых-психологов (Ч. Осгурд и др.) рассматривает общение как интериндивидуальный процесс, сводящийся к обмену информацией, к передаче чего-то кому-то (например, знаний, социального опыта и т.д.). В основном, здесь общение понимается как процесс передачи и приема информации. Согласно другому подходу (М. Аргайл, Т. Шибутани и др.) общение сводится к коммуникации, обмену информацией и интеракции, то есть взаимодействию. В свете многих отечественных исследований можно утверждать, что понятие "общение" не раскрывается полностью только через категории "коммуникация" и "интеракция".

Общение — это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, содержанием которого является взаимный обмен информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и воздействие индивидов друг на друга в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности.

В общении можно выделить четыре взаимосвязанных процесса:

1) связь или коммуникацию;

2) познание людьми друг друга;

3) взаимодействие и воздействие индивидов друг на друга;

4) взаимоотношения сторон общения.

Связь заключается в передаче различной по своему значению информации: осведомительной, аффективной или регулятивной. Информация может передаваться по различным коммуникационным каналам, в том числе техническим каналам связи. Познание заключается в процессе восприятия и интерпретации человеческого поведения, "чтения" внешности другого человека и оценки его действий. Взаимодействие сводится к координации и согласованию действия людей, к интеракции, воздействии друг на друга в целях решения задач деятельности, в том числе правоохранительной деятельности. Взаимоотношения появляются в результате интеракции и выполняют функцию взаимного понимания или взаимного недоверия, взаимной согласованной позиции или реального конфликта, отражая выражение эмоций и чувств к другому человеку.

2. Психологические особенности профессионального общения работников органов правопорядка

Решение правоохранительных задач невозможно без организованного и эффективного общения работников органов правопорядка с гражданами, руководителей и подчиненных, представителей различных подразделений ОВД. Профессиональное общение работников органов правопорядка — это разновидность специально организованного взаимодействия людей (руководителей и подчиненных, работников, равных по должностному положению, сотрудников и граждан, сотрудников и правонарушителей), содержанием которого являются познание, обмен информацией и влияние участников коммуникаций друг на друга с целью решения правоохранительных задач. Профессиональное общение работников имеет ряд важных характеристик.

Ориентация общения. Профессиональное общение может быть социально либо личностно ориентированным. Общение, имеющее целью воздействие на конкретного человека, является личностно ориентированным. Общение с большой аудиторией через средства массовой информации или посредством выступления перед публикой с сообщением, докладом является социально ориентированным, так как рассчитано на множество людей.

Психологическая динамика общения. Психологическое содержание профессионального общения от контакта к контакту приобретает новые черты. Люди больше узнают друг друга, между ними могут возникнуть отношения доверия, взаимного уважения либо углубиться антипатия, отталкивание, неприязнь, приводящие к межличностным конфликтам. Динамика общения связана с оценками и переживаниями людей по поводу результативности контактов и содержания возникающих взаимоотношений. Общение влияет на изменения психических состояний и психических свойств людей как в положительном, так и отрицательном направлении.

Семиотическая специализация общения. Это характеристика общения раскрывается через понимание того, какими средствами пользуются работники в процессе деловых контактов. Знаковое общение здесь может быть в форме:

а) речевого общения (как устного, так и письменного);

б) вторичных знаковых систем с опорой на язык (язык профессиональных и юридических сокращений, условных названий, псевдонимов, шифров, кодов, топографических знаков и т.п.);

в) языка телодвижений, жестов, поз (так называемое личностно-смысловое невербальное поведение).

В нынешних условиях деятельности органов правопорядка жизненно необходимо повышение профессионально-психологической подготовки сотрудников, в том числе в области организации профессиональных контактов. Эффективность общения напрямую зависит от знания его психологических особенностей, этапов и наличия у участников взаимодействия конкретных психологических умений. Современные психотехнологии (нейролингвистическое программирование, психосинтез, психокинетика, психоконфликтология и др.) представляют возможность психологически грамотно подходить к конструированию конкретных актов профессионального общения, планируя в процессе их реализации достижение конкретных служебных задач.

Анализ структуры профессионального общения работников органов правопорядка и его динамики позволяет выделить четыре основных этапа:

1) психическое "чтение" особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся информации о конкретном человеке и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица;

2) поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта;

3) интеракция и воздействие в процессе профессионального общения на других лиц со стороны сотрудника ОВД с целью решения оперативно-служебных задач;

4) оценка результатов конкретного акта общения и планирование содержания и процесса дальнейших контактов с определенными лицами (правонарушителями, гражданами, сотрудниками правоохранительных органов, руководителями, подчиненными).

Рассмотрим каждый из указанных этапов профессионального общения с учетом применения новых психотехнологий и конкретных приемов общения.

Первый этап профессионального общения ориентирован на познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с работником органов правопорядка человека. Следует отметить, что психологическая информация о другом человеке зависит от конкретной ситуации общения и отражения его личностных свойств, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках, учетах, уголовных и оперативно-поисковых делах, рассказах о нем других сотрудников и т.п.

При непосредственном наблюдении за человеком предметом психического "чтения" являются его вербальные и невербальные акты поведения:

· речь, ее содержание, направленность, логичность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики;

  • выразительные движения, мимика и пантомимика, жесты, экспрессия лица, глаз, тела;
  • движения, перемещения и позы человека, дистанция между людьми, сближение, соприкосновение;
  • физическое воздействие на другого человека (касание, похлопывание, поглаживание, поддержка, совместные действия, отталкивание, толчки, удары и т.п.).

Важное значение для составления психологического портрета имеет анализ внешнего облика человека: особенностей его одежды и манеры одеваться, аккуратность в ношении одежды, следование или игнорирование моды, подражание в ношении одежды другим людям (часто выдающимся артистам, спортсменам, политикам и др.) и т.д.

Например, для определения степени причастности человека к криминальному миру и составления его соответствующего портрета необходимо подвергнуть анализу особенности речи (присутствие или отсутствие жаргона, направленность и содержание речевой деятельности и т.п.), внешний вид (особенности одежды, прически, наличие татуировок и т.п.), динамику общения и окружения человека (содержание коммуникаций, их цель, специфика обращения людей друг к другу, наличие кличек, эмоционального тона обращения и т.п.), динамику личного поведения человека и степень его участия в криминальных действиях. При общении с людьми, находящимися в "опасных" состояниях (алкогольное или наркотическое опьянение, отклонение от психической нормы поведения) чрезвычайно важно контролировать внешние параметры поведения, так как по ним можно определить мотивацию (порой неосознаваемую) их дальнейших действий.

Эффективность профессионального общения определяется также степенью соответствия реальных психологических портретов взаимодействующих лиц эталонным образам-представлениям о требованиях, предъявляемых к их личности и деятельности на конкретной должности.

При составлении первичного психологического портрета взаимодействующего с работником органов правопорядка лица целесообразно ориентироваться на анализ следующих параметров личности:

· направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы);

  • операциональные особенности поведения (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);
  • психохарактерологические качества, выражающие отношения к различным сторонам действительности;
  • психологические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сферы личности);
  • социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус, роли, стиль жизни и работы, культура коммуникативного поведения и стиль общения, социально-психологические качества личности);
  • биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья, патопсихологические свойства).

Как определить основную репрезентативную систему человека? Имеется несколько способов определения, какая из репрезентативных систем (визуальная, аудиальная, кинестетическая) является ведущей у конкретного человека. Прежде всего следует обратить внимание на слова, которыми человек описывает свой жизненный опыт и чаще всего употребляет в процессе общения. Эти слова называются предикатами. Предикаты проявляются в виде глаголов, прилагательных и наречий, используемых человеком в конкретных предложениях. (Гриндер Д, Бэндлер Р. Указ. соч., с. 292-305; Макдональд В. Руководство по субмодальностям. -Воронеж: НПО "МОДЭК", 1994, с. 34-36). Рассмотрим предикаты, наиболее часто применяемые в соответствующей репрезентативной системе.

Репрезентативные системы (модальности).

представьте, ярко, видимо, прозрачно, перспектива, ясно, видеть, глядеть, следить, ослепительно и т.п.

Моя работа выглядит безразлично. Жизнь так тускла. Это проливает больше света на это. Этот образ останется в моей памяти. Я счастлив, что мы с Вами смотрим на это одними на это одними глазами. Давайте посмотрим на это. Это слишком неопределенно, чтобы рассмотреть.

послушайте, громко, созвучно, логично, тихо, вскрикнуть, сказать, услышать, резко и т.п.

Это правильное решение прозвучало во мне. Это просто шепот. Это слишком большие разногласия в наших отношениях. Я старался говорить себе: "Ты не можешь делать ничего правильно". Это слишком далеко от ритма.

чувствую, удобно, легко, трудно, напрягаться, коснуться, сырой, ощущать, тошно и т.п.

Это вызывает неоднозначные чувства. Он горячий. Она — холодная рыба. Эта вещь давит на мою память. Да, я чувствую нечто выше этого.

Наблюдение за человеком и обращение внимания на предикаты, применяемые им в процессе коммуникаций позволяет определить его основную репрезентативную систему. Как следствие этого появляется задача пост- роения диалога с учетом языка взаимодействующего человека, то есть его основной репрезентативной системы.

Другим способом диагностики репрезентативных систем является анализ движений глаз, сигнализирующих о доступе к различным каналам информации ("глазные сигналы доступа" или ГСД). В исследованиях было выявлено, что люди систематически перемещают глаза в строго определенных направлениях, от того какие процессы мышления у них доминируют. На основе анализа таких перемещений глаз можно определить репрезентативную систему человека.

Можно выделить зоны репрезентативной системы визуальной модальности (перемещения глаз вверх прямо, вверх влево, вверх вправо, прямо перед собой), аудиальной модальности (перемещения глаз направо, налево, вниз направо), кинестетической модальности (перемещения глаз вниз прямо, вниз налево).

Для определения глазных сигналов доступа перед партнером по общению можно поставить ряд вопросов. (Можете вспомнить Вашу наиболее удачную прогулку в лес за последние три года? Можете представить шум набегающих волн при звездном небе? Какое у Вас самое светлое детское воспоминание? Какого цвета обои в Вашей квартире? Какого цвета глаза у Вашей матери? Какая музыка Вам нравится больше? Как Вы чувствуете себя по утрам? Вспомните, как Вы из теплой комнаты вышли на мороз? и т.п.).

Кроме указанных способов существуют дополнительные приемы определения основной репрезентативной системы человека по жестам рук (визуальная модальность — на уровне лица, аудиальная — выше пояса, кинестетическая — ниже пояса), по темпу речи (визуальная модальность — ускоренный, аудиальная — ровный, размеренный, кинестетическая — замедленный), по интонации голоса (визуальная модальность — повышенная, аудиальная — монотонная, кинестетическая — пониженная).

Для того, чтобы партнер по профессиональному общению понимал сотрудника органов правопорядка последнему необходимо выбирать предикаты, согласующиеся с предикатами взаимодействующего лица. Стремясь получить нужную информацию, целесообразно строить свои вопросы, ориентируясь на основную систему партнера по общению. Отсутствие такого подхода может привести к непониманию и неэффективности общения.

Эффективность такого общения часто равна нулю, так как коммуникация строится в системах различных предикатов. Задача сотрудника органов правопорядка состоит здесь в следующем:

а) определить в соответствии с указанными способами модальность партнера по общению;

б) обратиться к партнеру с предикатами, отражающими его основную репрезентативную систему.

Второй этап профессионального общения имеет также целью планирования содержания и условий предстоящего контакта. Такой план должен включать в себя следующие параметры:

  • предполагаемые результаты;
  • место непосредственного контакта;
  • приемы и способы воздействия на партнера;
  • приемы снятия напряженности в отношениях и разрешения возникающих противоречий;
  • необходимость присутствия в процессе общения третьих лиц;
  • нормативные требования к организации общения;
  • способы фиксации, полученной информации (протоколы, стенограммы, приказы и т.п.);
  • время общения и продолжительность контакта и др.

Иногда целесообразно продумать целую систему действий как подготовительного, так и непосредственно-коммуникативного характера, чтобы решить важные вопросы организации работы персонала органов правопорядка. Например, предлагаемый в литературе метод организации работы подчиненного на должности строится на основе специального организованного общения руководителя с подчиненным в присутствии консультанта. Метод ориентирован на реализацию четырех этапов действий:

1) диагностику руководителем уровня организации роботы подчиненного и особенностей его профессионально-должностной позиции;

2) обсуждения с консультантом состояния работы подчиненного, выработку плана непосредственного общения с подчиненным и его основного содержания;

3) целенаправленного общения с руководителя и консультанта с работником, деловой беседы с ним;

4) подведение итогов непосредственного общения и составление руководителем совместно с консультантом прогноза о дальнейшей деятельности подчиненного, о возможности зачисления его в резерв на выдвижение или перевода на другую должность, а также обсуждения мероприятий по оказанию ему помощи (Папкин А. И. Метод организации работы подчиненного в должности. Серия "Право и юридическая психология", "Электронное приложение" N 1, 1995).

Третий этап профессионального общения представляет собой непосредственный контакт работника органов правопорядка с другими лицами (работниками правоохранительных органов, подозреваемыми, свидетелями и т.д.), имеющий целью получение определенной информации и воздействие на партнера. Можно выделить две разновидности профессионального общения: внутриорганизационное общение (общение с коллегами и руководителями органов правопорядка) и внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т.д.). Безусловно, существует специфика в этих видах общения, но есть и общие психологические закономерности.

С психологической точки зрения воздействия в процессе общения направлены на согласование позиции участников коммуникации. Воздействия могут приводить к децентрации, то есть принятию точки зрения и позиции другого человека, либо к частичному или полному несогласию, противоречиям и конфликтам.

Очень важно, что этот этап общения значим для решения вопросов согласованности, устранения противоречий, непонимания, разногласий и достижения в итоге единства подходов к решению той или иной проблемы. Приемы воздействия в процессе общения работников правоохранительных органов специфичны, так как имеют целью согласование и достижение организационного эффекта в совместной деятельности.

Общение работников органов правопорядка может осложняться теми или иными трудностями, различными факторами деятельности. К числу основных трудностей внутриорганизационного общения следует отнести:

· перегруженность поручениями (в том числе и несвойственными выполняемым по должности обязанностям);

  • отсутствие четкой регламентации взаимодействия и неопределенность должностных обязанностей работников;
  • различные интересы у взаимодействующих должностных лиц;
  • недостаточная профессиональная подготовленность к совместной работе;
  • функциональная обособленность отдельных работников и подразделений.

Указанные трудности нередко ведут к противоречиям, разногласиям и конфликтам между взаимодействующими работниками органов правопорядка.

Тактика решения конфликтов в общении работников органов правопорядка изучалась с помощью опросника К. Томаса (А. И. Папкин). В соответствии с этой методической процедурой предлагается пять типичных способов реагирования людей на конфликтные ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление. Опрашивались три категории работников правопорядка: следователи, оперуполномоченные уголовного розыска, дежурные пультов централизованного наблюдения вневедомственной охраны. Выяснилось, что наиболее часто работниками применяются такие способы решения конфликтных ситуаций, как сотрудничество, компромисс, избежание. Вопросы сотрудничества и компромиссов более привлекательны при решении конфликтов работниками органов правопорядка.

1. накопление согласий между общающимися лицами;

2. поиск общих или совпадающих интересов;

3. принятие принципов и качеств, предлагаемых для общения;

4. поиск и выявление скрываемых свойств и сторон личности (выявление качеств, затрудняющих общение);

5. адаптация партнеров и реализация индивидуальных воздействий;

6. достижения контактных отношений и построение полей согласованных действий.

Для работников органов правопорядка представляет интерес то обстоятельство, что каждая стадия контактного взаимодействия имеет свой инструментарий, то есть набор конкретных приемов воздействия на другую сторону общения. Например, первая стадия включает в себя приемы "чтения состояния" и "соотнесенных вопросов", вторая стадия — приемы "нарастания", "детализации", "проблемы", "переключения", "перерывов" и т. д.

Представляют значительный научно-практический интерес способы и приемы выявления лжи и неискренности в поведении и речи людей, контактирующих с работником органов правопорядка. Его умения по мельчайшим штрихам речевых высказываний, оговорок, несоответствий в повествовании, а также не основе невербальных действий (жестов, взглядов, поз) собеседника определить степень искренности является залогом успешного решения служебных задач в процессе общения.

Четвертым этапом в динамике профессионального общения является осознание работниками органов правопорядка результатов и последствий контактов, так как взаимодействие невозможно без оценки удачи или неудачи, успеха или неуспеха, без выявления факторов, которые способствуют общению или осложняют его.

В психологической литературе большое внимание уделяется тому, как человек оценивает характер общения и взаимоотношений с другими лицами, даются определенные рекомендации по совершенствованию точности оценок контактов с другими людьми.

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений — М.: Юрист,1996

2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10

3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников — СПб.: тип. "Энергия", 1902

4. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М.: Академия управления МВД России,1998

5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР,1986

6. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. — Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979

7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж. "Вопросы психологии",1972, N2

8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995

9. Джемс У. Психология — М.:1922

10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова — М.:"Юрист",1995

11. Китов А.И. Психология управления — М.: Академия МВД СССР,1979

12. Макдональд В. Руководство по субмодальности — Воронеж: НПО "МОДЭК",1994

13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. — М.:МВД РФ,1997

Источник:
Реферат: Психология профессионального общения работников правопорядка
Понятие общения в психологии. Психологические особенности профессионального общения работников органов правопорядка.
http://www.bestreferat.ru/referat-27791.html

COMMENTS