Последование крещения

Можайское благочиние

Любое священнодействие имеет свою определенную форму, основанную на молитве к Богу и вере Ему. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — напоминает Христос (От Матфея 18:20). Разумеется, и Крещение начинается с совместной молитвы – крещающего священника и подготовившегося и пришедшего креститься.

Первая, подготовительная и молитвенная часть называется оглашением.

Обыкновенно перед началом чина таинства Крещения, священником читается молитва наречения имени. В традиции Русской Церкви давать имена в честь святых, выбирая имя из святцев (или из богослужебного календаря).

Во время чтения одной из этих запретительных молитв священник дует в лицо крещаемого, обращаясь к Богу: «Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его. Духа прелести, духа лукавства, духа лжи и всякой нечистоты, действуемой по научению диавола; и сотвори из него овцу словесную святого стада Твоего, честной член Церкви Твоей, сына и наследника Царства Твоего…». По прочтении всех молитв следует вопрос ко крещаемому:

Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех аггелов его (т.е. служителей, бесов), и всего служения его, и всей гордыни его?

Отрекаюсь, — отвечает крещаемый. Вопрос повторяется еще два раза, т.е. отречение от сатаны полагается трижды.

Отрекся(лась) ли от сатаны? – спрашивает снова от имени Бога священник.

Отрекся(лась), — отвечает крещаемый(мая) (также трижды).

И дунь и плюнь на него! – призывает далее священник.

Крещаемый плюет в западную сторону себе под ноги, подтверждая этим, что презирает сатану и не желает иметь с ним ничего общего. (Естественно, надо быть по жизни готовым, что сатана нам будет пытаться после этого мстить, нападая на нас либо через наши собственные смущающие нас мысли, подавленность, раздражение, плохое настроение, либо через отдельных людей или обстоятельства. Вот тут и требуется вера, молитва и жизнь по заповедям Божиим, и тогда, как восклицает апостол Павел, «Если Бог за нас, кто против нас?» (К Римлянам 8:31).

Следующий вопрос священника ко крещаемому – об обещании соединиться (сочетаться) со Христом, последуя Ему:

— Сочетаешься ли Христу?

— Сочетаюсь, — подтверждает крещаемый(мая) (вопрос и ответ на него повторяются также трижды).

Сочетался(лась) ли Христу?

— Верую Ему, как Царю и Богу, — отвечает крещаемый(мая) и произносит православное исповедание веры, т.е. Символ Веры, изложенный выше.

По прочтении Символа Веры опять следует троекратное вопрошание:

— Сочетался(лась) ли Христу?

— И поклонись Ему, — призывает священник. Крещаемый совершает земной поклон с крестным знамением, отвечая:

Поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.

— Благословен Бог, всем человекам хотящий спастись и в познание истины придти, ныне и присно, и во веки веков! – отвечает священник, и чтением заключительной краткой молитвы заканчивается чин оглашения.

Вторая и основная часть – святое Крещение

Совершается благословение и освящение воды, в которой будет производиться Крещение. Затем священник помазывает освященным елеем части тела крещаемого, говоря: Помазуется раб Божий (раба Божия) (ИМЯ) елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Во исцеление души и тела (помазывая грудь); в слышание веры (помазывая уши); руце Твои сотвористе мя и создасте мя (помазывая обе руки; «Руки твои сотворили меня и устроили меня» — псалом 118:73); во еже (чтобы) ходити ему по стопам заповедей Твоих (помазывая ступни ног).

Затем следует троекратное полное погружение крещаемого в освященную воду (в случае невозможности полного погружения допускается троекратное обливание) со словами: «Крещается раб(а) Божий(я) (ИМЯ) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.

После совершения троекратного омовения на крещаемого возлагается нательный крестик, а также надевается, белая крещальная риза (рубашка), в знак очищения от грехов и получения душевной чистоты. Звучит краткое песнопение: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся (одевающийся) светом яко (словно) ризою, Многомилостиве Христе Боже наш. И читается Псалом 31:

Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего. Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего. Зато помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления… Много скорбей нечестивому; а уповающего на Господа окружает милость. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.

Третья часть – таинство Миропомазания

У новокрещеного помазываются веки, уши, ноздри, губы, кисти рук (которые в человеке символизируют пять чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а также грудь и ступни ног со словами «печать дара Духа Святаго, аминь».

В исключительных случаях совершение водного Крещения допускается верующим мирянином (главным образом это касается младенцев в случае смертной опасности и отсутствием поблизости священника; так было немало людей покрещено в деревнях в России в период гонений на Церковь при советской власти). Такое крещение обязательно должно быть дополнено таинством Миропомазания в храме.

После помазания миром совершается торжественный обход вокруг крещальной купели: за священником с крестом в руках следует новокрещеный в белой ризе и с зажженной свечой. Во время троекратного обхождения купели поются слова апостола Павла: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя! (Вы, кто (которые) во Христа крестились, во Христа облеклись, — К Галатам 3:27). По обхождении звучат слова 26-го псалма: Господь просвещение мое и спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся?

И читается отрывки из Священного Писания.

Братия, неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (К Римлянам 6:3-11).

Во время оно, одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (От Матфея 28:16-20).

Затем следуют заключительные молитвы. Тело крещеного отирается от св. мира (оправдался(лась) еси, освятился еси, просветился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился(лась) еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь (1 Коринфянам 6:11). И заключительное священнодействие – крестообразное пострижение волос на голове новокрещеного, в знак посвящения Его отныне Богу и присоединения его, как овцы словесной, к стаду Христову. С овцы бессловесной состригается шерсть для благого употребления; с овцы словесной можно состричь только волосы, в напоминание того, что Господь ждет от нее принесения плодов веры.

Источник:
Можайское благочиние
Любое священнодействие имеет свою определенную форму, основанную на молитве к Богу и вере Ему. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» , — напоминает Христос (От Матфея
http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/19/posledovanie-tainstva-kresheniya/

Последование крещения

Входит священник и облачается в священническую одежду белую, и нарукавницы: и вжигаемым всем свещам, взем кадильницу, отходит к купели, и кадит окрест, и отдав кадильницу, покланяется.

Войдя в храм, священник облачается в белые священные одежды. Зажигаются все свечи. Взяв кадило и подойдя к купели священник кадит вокруг нее и, отдав кадило, кланяется.

Таже глаголет диакон: Благослови, владыко.

Затем диакон возглашает: Благослови, владыка.

Священник же возгласно: Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Диакон же абие глаголет: Миром Господу помолимся.

Диакон возглашает: В мире Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мiра, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

О Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите [или архиепископе, или епископе ] имярек, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем ( высоко ) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя) , почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.

О еже освятитися воде сей, силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.

Об освящении этой воды силой, и действием, и наитием Святого Духа Господу помолимся.

О еже низпослатися ей благодати избавления, благословению Иорданову, Господу помолимся.

О ниспослании ей благодати избавления, благословения Иордана Господу помолимся.

О еже приити на воду сию чистительному пресущественныя Троицы действу, Господу помолимся.

О пришествии на эти воды очистительного действия Сверх-существенной Троицы Господу помолимся.

О еже просветитися нам просвещением разума и благочестия, наитием Святаго Духа, Господу помолимся.

О просвещении нас светом знания и благочестия наитием Святого Духа, Господу помолимся.

О еже показатися ей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых врагов, Господу помолимся.

Дабы явиться этой воде защитой от всякого коварства видимых и невидимых врагов Господу помолимся.

О еже достойну быти нетленнаго Царствия в ней крещаемому, [или крещаемей ] Господу помолимся.

О том, чтобы стать достойным [или достойной ] нетленного Царства в ней крещаемому, [или крещаемой ] Господу помолимся.

О еже ныне приходящем ко святому Просвещению, и о спасении его, Господу помолимся.

О ныне приходящем [или приходящей ] к святому Просвещению и о спасении его [или ее ] Господу помолимся.

О еже показатися ему сыну [или ей дщери ] света, и наследнику [или наследнице ] вечных благ, Господу помолимся.

Дабы явиться ему сыном [или ей дочерью ] света, и наследником [или наследницей ] вечных благ, Господу помолимся.

О еже быти ему сраслену и причастнику [или сраслене и причастнице ] смерти и воскресения Христа Бога нашего, Господу помолимся.

Дабы стать ему [или ей ] соединенным и сопричастным [или соединенной и сопричастной ] смерти и воскресению Христа, Бога нашего, Господу помолимся.

О еже сохранити ему одежду Крещения, и обручение Духа нескверно и непорочно, в день страшный Христа Бога нашего, Господу помолимся.

Дабы сохранить ему [или ей ] одежду Крещения и обручение Духа незапятнанными и непорочными до страшного Дня Христа Бога нашего, Господу помолимся.

О еже быти ему воде сей банею пакибытия, оставлению грехов и одежди нетления, Господу помолимся.

Да станет ему [или ей ] эта вода купелью возрождения для отпущения грехов и одеждой нетления, Господу помолимся.

О еже услышати Господу Богу глас моления нашего, Господу помолимся.

Дабы услышал Господь Бог глас моления нашего, Господу помолимся.

О еже избавитися ему же [или ей же ] и нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.

О избавлении его [или её ] и нас от всякой скорби, гнева, [ беды ] и нужды Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Лик: Тебе, Господи.

Хор: Тебе, Господи.

И диакону глаголющу сия, священник глаголет в себе молитву сию, тайно:

И пока диакон возглашает эти прошения, священник тайно так молится о себе:

Подобает ведати, яко не возглашает, но аминь в себе глаголет.

Таже глаголет молитву сию велегласно:

Затем громко возглашает следующую молитву:

Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих. [Трижды.]

Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои, и никакого слова не будет довольно, чтобы воспеть чудеса Твои! [Трижды]

Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мiр: Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо, яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются.

Ибо Ты по Своей воле все привел из небытия к бытию, Своей силою удерживаешь творение и Своим промыслом управляешь мiром. Ты из четырех стихий составив творение, четырьмя временами увенчал круг года. Пред Тобой трепещут все духовные силы, Тебя воспевает солнце, Тебя славит луна, с Тобою беседуют звезды, Тебе повинуется свет, пред Тобою сотрясаются бездны, Тебе рабски служат источники. Ты простер небеса как покров из кожи, Ты утвердил землю на водах, Ты оградил море песком, Ты излил воздух для дыхания. Ангельские силы Тебе служат, хоры Архангелов Тебе поклоняются, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, стоящие вокруг и летающие, в страхе от Твоей неприступной славы прикрываются.

Ты бо Бог Сый неописанный, безначальный же и неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим. Вся тварь воспевает Тя явльшагося: Ты бо Бог наш, на земли явился еси, и с человеки пожил еси. Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.

Ибо Ты, Бог существом неописуемый, безначальный и неизреченный, пришел на землю, приняв образ раба, став подобным человеку; ибо Ты, милосердный Владыка, по Своей милости, не мог смотреть на род человеческий, мучимый диаволом, но пришел и спас нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния, ибо Ты поколения естества нашего освободил, девственное чрево освятил рождеством Своим. Все творение воспевает Тебя, явившегося. Ибо Ты, Бог наш, на земле явился и общался с людьми. Ты и иорданские струи освятил, ниспослав с небес Всесвятого Твоего Духа, и сокрушил головы гнездящихся там змиев.

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. [Трижды.]

Ты Сам, человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию! [Трижды]

И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполнену. Да бежат от нея наветующии созданию Твоему: яко имя Твое, Господи, призвах, дивное и славное, и страшное сопротивным.

И дай ей благодать избавления, благословение Иордана, соделай её источником нетления, освящения даром, освобождением от грехов, защитой от болезней, губительной демонам, для враждебных сил недосягаемой, мощи Ангельской исполненной. Да бегут от нее злоумышляющие созданию Твоему: ибо я Твое имя, Господи, призвал дивное, и славное, и страшное для противников.

И знаменает воду трижды, погружая персты в воде, и дунув на ню, глаголет:

И дует на воду трижды, и запечетлевает ее знамением Креста, погружая персты в воду со словами:

Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы. [Трижды.]

Да сокрушатся под знамением образа [ Священного ] Креста Твоего все противящиеся силы. [Трижды]

Яко Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение вкупе со безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Ибо Тебе подобает слава, власть, честь и поклонение вместе со безначальным Твоим Отцом и с всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Источник:
Последование крещения
Последование святого Крещения и Мvропомазания. Сайт иеромонаха Амвросия (Тимрот). Иконопись. Переводы Православного Богослужения с греческого: ПСАЛТИРЬ, МОЛИТВОСЛОВ, ЧАСОСЛОВ, ПРАЗДНИЧНАЯ МИНЕЯ, ТРИОДЬ ПОСТНАЯ И ЦВЕТНАЯ, ВОСКРЕСНЫЙ ОКТОИХ, ЛИТУРГИЯ. http://wertograd.org, e-mail: wertograd@gmail.com
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb06.shtml

Последование крещения

ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ

Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

Человек стал рабом демонических сил из-за своего подчинения греховной материи. Освобождение человека начинается с очищения материи — освящение воды. Этим воде возвращается ее первоначальное назначение: быть средой Божиего присутствия, “всегубительством демонов”.

После того, как вода освящена, она помазуется елеем. В древнем мире елей, прежде всего, употреблялся как лечебное средство. Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, “и Ной узнал, что вода сошла с земли” (Быт. 8, 11). Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, ибо “в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин. 1, 4—5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуется вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге — с миром. Единым Духом упраздняется ложная раздвоенность плотского и духовного, и мы возвращаемся к извечной тайне творения и сорадуемся с Господом: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма” (Быт. 1, 31).

В таинстве Крещения верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, “вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе” (Кол. 3, 3—4). Эта крещенская смерть возвещает разрушение смерти Христом, а крещенское воскресение наше еще раз являет образ Воскресения Христова. Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в “обновленной жизни”. Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, — это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест. И потому Крещение может и должно определяться — не образно, не символически, а по существу — как смерть и воскресение.

В христианском понимании смерть — это прежде всего духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть — это отделенность человека от жизни, то есть от Бога. Господь — единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была “свет человеков” (Ин. 1, 4).

Вот от этой истинной жизни человек волен отказаться и, таким образом, умереть так, что само его “бессмертие” станет вечной смертью. Эту жизнь человек и отверг, отпав от Бога. Это и есть первородный грех, вселенская катастрофа.

Жизнь без Бога и есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, похоти и пустоте.

Только Бог может откликнуться на это желание и исполнить его. Только Он может даровать желание нашего сердца и напитать наш разум. Где нет веры и желания, там не может быть и исполнения. Только по благодати Божией мы знаем, что “эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…” (св. Григорий Нисский).

Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3—11. Кол. 2, 12—13). Это самое главное в таинстве Крещения.

Сразу же после троекратного погружения в воду новокрещенный облачается в белую одежду. В настоящее время это новая белая рубашечка для младенцев и белая сорочка для взрослого новокрещенного.

Облачение в “ризу светлу” после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом. Святой Амвросий, епископ Медиоланский( † 397), сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде “белой, как свет”, в нетварном сиянии Божественной славы. Не во грехе, а в раю явлена истинная природа человека; и в таинстве Крещения он вновь обретает свое изначальное одеяние славы.

Вместе с белою одеждою возлагается на новокрещенного крест — в знак того, что теперь он должен исполнить волю Распятаго за нас на кресте Господа нашего Иисуса Христа, хотя бы верующему пришлось терпеть и переносить множество бед и неожиданных несчастий.

КРЕСТНЫЕ РОДИТЕЛИ — ВОСПРИЕМНИКИ

Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.

По Требнику, необходимым считается только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по укоренившейся традиции бывает двое восприемников: мужчина и женщина.

Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини; также и родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.

В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом новопросвещенного.

Право совершать таинство Крещения .принадлежит прежде всего приходскому священнику, законно рукоположенному и не находящемуся под запрещением.

Опасно больной ребенок может быть Крещен при отсутствии священника диаконом, псаломщиком и даже мирянином: мужчиной или женщиной. Мирянин, взявший на себя по нужде совершение таинства Крещения, должен быть верующим христианином и отдавать себе отчет о важности этого таинства. Кроме того, он должен правильно произнести тайносовершительные слова: “Крещается раб Божий (раба Божия) имярек во имя Отца (первое погружение), и Сына (второе погружение), и Святаго Духа” (третье погружение). Крещеный таким образом человек по выздоровлении должен быть доставлен к священнику вместе с лицом, совершившим Крещение. Священник, предварительно убедившись путем подробного опроса в том, что Крещение совершено правильно, лишь довершает Крещение и совершает таинство Миропомазания.

Если же выяснилось, что Крещение совершено неправильно; не в три погружения, с искаженной или вообще неправильной тайносовершительной формулой, а также, если человек, совершивший Крещение, неверующий, некрещеный или иноверец (мусульманин, иудаист, буддист), то священник должен совершить таинство Крещения и Миропомазания по обычному чинопоследованию.

Если взрослый человек, желающий креститься, но не знает, был ли он Крещен в младенчестве, и нет возможности навести справку об этом, то священнику следует крестить его, с прибавлением слов “аще не Крещен”, так как второе Крещение по неведению не вменяется в вину прощаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был якобы Крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено таинство.

После совершения Крещения и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром — запечатлевает “печатью дара Духа Святаго”.

Миропомазание — новое самостоятельное таинство, хотя и связанное с Крещением и совершаемое, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель.

Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша — святая Церковь — без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища. Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие Святого Духа на нашу душу, подобное сошествие Его на Господа Иисуса Христа при Крещении в виде голубя.

Торжественное обхождение купели с пением “Елицы во Христа креститеся…” есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении из нее Духом Божиим. С другой стороны: так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свещнике, да светит всем людям своими добрыми делами, и что он просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно за шествием вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия.

В настоящее время завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания — омывание святого Мира и пострижение волос — совершаются в тот же день, сразу же после чтения Евангелия. Однако, согласно Требнику, они входят в исследование восьмого дня, потому что в ранней Церкви эти обряды действительно совершались на восьмой день, а семь дней крещаемый ходил в белой одежде.

Для завершения этих двух великих таинств Церкви выбран именно восьмой день не случайно. В библейском Откровении число семь является символом мира, сотворенного Богом, совершенного и законченного, “хорошего весьма”. В седьмой день Господь почил от трудов Своих и благословил этот день, сделав его днем единения и молитвенного общения человека с Богом. Это — день ожидания, человеческой надежды на искупление и освобождения от рабства “князю мира сего”. Это — ожидание восьмого дня, находящегося за пределами седмицы.

Этот новый день начинается с Воскресения Христова. С этого дня началось новое время. Оно открыто вечности, и в него проникает сияние Царства Божия.

Первый обряд восьмого дня — это омывание с тела новокрещенного святого Мира.

Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу. Христианин должен нести печать дара Духа Святого в сердце своем.

Пострижение с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Примером может служить ветхозаветное повествование о Самсоне (Суд. 16 гл.). Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество и в посвящении чтецов.

В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты — волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько скудных волосинок с головы со словами: “Постригается раб Божий (раба Божия) имярек во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь”.

Хорошие темы для WP, просто Drupal, CMF WordPress русский.

Источник:
Последование крещения
ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством. Человек стал рабом демонических сил из-за
http://kazanskoe-nikolay.ru/azyi-pravoslaviya/tainstvo-kreshheniya/posledovanie-svyatogo-kreshheniya/

Последование крещения

ПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

Таинство Крещения получило свое установление от Господа Иисуса Христа. В Евангелии повествуется о том, как по воскресении Господь являлся Своим ученикам-апостолам. Во время одного такого явления Он сказал им: «Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли, шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28:18-20). Есть еще и другое указание Господа в Его беседе с Никодимом, Он сказал ему: «Аминь, аминь, глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может войти в царствие Божие» (Иоан. 3:5). История древней Церкви свидетельствует о том что таинство Крещения уже совершали апостолы и далее все их преемники.

Оглашение совершается одинаково над всяким младенцем, имеет ли младенец православных родителей или иноверных. Над взрослыми же оглашение совершается различно, в зависимости от того, к какому вероисповеданию принадлежит желающий креститься. При крещении взрослого сначала нарекается ему христианское имя. (В настоящее время нет специального чина наречения имени взрослому человеку).

Затем над желающими креститься совершаются три оглашения. Указано совершать их у церковных дверей, то есть в притворе. В первом оглашении желающий креститься подробно исчисляет заблуждения своей прежней веры, отрекается от них и заявляет о своем желании сочетаться Христу. Во втором оглашении он раздельно исповедует догматы Православной Церкви и читает клятвенное исповедание об отречении от своих прежних заблуждений и о верности добровольно принимаемой им Православной вере. Третье оглашение совершается и над взрослыми и над младенцами. В нем оглашаемый отрицается сатаны и сочетавается Христу.

МОЛИТВА ВО ЕЖЕ СОТВОРИТИ ОГЛАШЕННОГО

Приступающий ко святому Крещению, если он взрослый, приходит в храм (а младенец приносится восприемником или восприемницей) в одной нижней одежде (взрослый обыкновенно в длинной рубашке), непрепоясанный и без обуви, как лишенный первобытной правды, с опущенными руками, как связанный узами греха, со взором, устремленным к востоку, где находился древле утраченный человеком рай. Вначале он поставляется в притворе храма, как еще недостойный быть внутри дома Божия, и священник троекратно дует ему в лицо и на перси, трижды осеняет знамением креста, возлагает на него руку и читает предогласительную молитву. Дуновением священника изображается возобновление в крещаемом образа Божия; чрез крестное знамение новообращенный отделяется от общества неверующих; возложение руки на его голову означает преподание ему благодати.

МОЛИТВЫ ЗАПРЕЩЕНИЯ ЗЛЫХ ДУХОВ

За предогласительной молитвой следуют четыре заклинательных молитвы, называемых в Требнике «запрещениями». В двух первых священник от своего лица именем Божиим заклинает диавола отступить от новоизбранного воина Христова со всеми своими злыми ангелами. В двух последних он просит Бога изгнать из оглашаемого всякого нечистого и лукавого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его. При этом последнем заклинании священник опять совершает дуновение на уста, чело и перси крещаемого, как бы для окончательного отогнания диавола, получившего со времени греха Адамова доступ к человеку и некоторую власть над ним, как над пленником и рабом своим.

Далее следует отречение самого оглашенного от сатаны. Священник поставляет оглашенного лицом к западу, как к той стране, где заходит солнце и появляется тьма, потому что диавол, от которого надлежит отрекаться, есть тьма и во тьме имеет свою державу, повелевает оглашенному поднять руки, как бы перед находящимся близ него сатаной и трижды предлагает ему вопрос: «Отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?» на что оглашенный трижды же отвечает: «отрицаюся.» Затем трижды спрашивает его: «отреклся ли еси сатаны?» на что оглашенный трижды же отвечает: «отрекохся». Это троекратное отречение оглашенный довершает тем, что по слову священника: «и дуни и плюни на него» (то есть на сатану), дует и плюет на сатану, показывая этим немощь диавола и свидетельствуя свое презрение к нему и свой решительный разрыв с ним.

Самое крещение начинается сразу после оглашения (обыкновенно перед литургией, за которой новокрещенный должен причаститься). Священник облачается в белые одежды: епитрахиль, фелонь и нарукавницы (оглашение совершается в одной епитрахили), далее возжигаются светильники в храме и священник кадит купель. Белая одежда священника и возжжение светильников выражают духовную радость Церкви, веселящейся о возрождении новых чад своих. Обыкновенно три свечи поставляются на самой купели, а также даются свечи в руки восприемникам.

Первая часть чина состоит из освящения воды. Священник начинает чин литургийным возгласом: «Благословенно царство. « Диакон произносит Великую ектению с особыми прошениями об освящении воды и о крещаемом. Во время этой ектении священник начинает тайно читать молитву, которую по окончании ектении продолжает уже велегласно с троекратного возглашения: «Велий еси, Господи, и чудна дела твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес твоих. «.

ПОГРУЖЕНИЕ КРЕЩАЕМОГО В ВОДУ И ОБЛАЧЕНИЕ В БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ

По совершении крещении положено петь трижды псалом 31-ый, указывающий на предопределение Божие об оставлении грехов: «Блажени, ихже оставишася беззакония. « В это время священник облачает вышедшего из купели в ризу правды — в белую одежду. Это означает, что крестившийся облекся во Христа (Гал. 3:27), или в нового человека, созданного по Богу в правде (Ефес. 4:24), сделался чистым от всякого греха. При этом возлагается на крещенного крест для постоянного напоминания о заповеди Христовой: «Аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по мне грядет» (Матф. 16:24).

Совершать таинство крещения могут только епископы и священники. Но в нужде, если нет священника, а некрещенному угрожает опасность смерти, крещение может быть совершено и мирянином мужем или женою, но только это лицо должно быть православное и понимающее значение и важность крещения. Крещение это признается действительным, если совершено через троекратное погружение в воде с произнесением установленной формулы: «Крещается раб Божий» и т. д. Но такое крещение, если крещенный останется жить, пресвитер должен потом довершить прочими обрядами сего таинства, но не перекрещивать.

По правилам св. Православной Церкви, над крещаемым сразу же после крещения совершается и второе таинство — Миропомазание

Источник:
Последование крещения
Последование Таинства Крещения. Алтайская митрополия
http://altai-eparhia.ru/publications/tainstva/posledovanie_kresenia/

COMMENTS