Практическая психология

Практическая психология

Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

С этой точки зрения, практическая психология — это образование, просвещение, сфера услуг плюс бизнес.

Психологи, работающие в сфере практической психологии — практические психологи.

Психология, особенно практическая психология, всегда в оттенках. Когда-то она более педагогика, когда-то философия жизни, когда-то — более консультация или более психотерапия, иногда психология приходит к нам в эзотерических одеждах, иногда это неприкрытый бизнес: «купи — продам!», иногда это просто развлечение для скучающих.

Практическую психологию иногда путают с житейской или популярной психологией, но это не вполне верно: практическая психология совсем не обязательно гонится за популярностью и часто строится вполне в научном ключе. Практическая психология ориентирована в первую очередь на запросы практического плана, а не на развлечения. Книги по практической психологии содержат больше полезного, нежели развлекательного материала, и поэтому востребованы только теми читателями, которые читают их не ради «почитать», а в связи с каким-то вопросом и для какого-то дела. Кроме того, популярная психология пишется для всех, а не только для образованных людей, и ее содержание обычно более легковесно, менее загрузочно, чем содержание книг по практической психологии. Популярную психологию можно просто читать, практическую психологию нужно осваивать.

Практическая психология отличается от психологии прикладной. Объединяет их то, что и практическая, и прикладная психология направлены не на теорию, а на практику, однако перепутать их трудно. Дело в том, что прикладная психология ориентирована на специалистов-психологов, а практическая — на неспециалистов, а на широкие круги населения. У них совсем разный язык: у прикладной психологии сугубо научный, у практической — нормальный язык повседневного общения. Прикладная психология занимается образованием профессионалов, практическая — направлена на образование людей, для которых она не является профессиональным знанием. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, пусть и не имеющие научной основы. Прикладная психология старается быть строже и не допускать подобных вольностей.

С наукой у практической психологии отношения не простые хотя бы потому, что поле практической психологии объединяет очень разные подходы и очень разных специалистов, как уважающих науку, так и далеких от науки людей. Практическая психология, работающая в поведенческой парадигме, в большей степени опирается на научную базу. Психологи, работающие в феноменологической парадигме, в большей степени опираются на обобщение и анализ практического опыта, следствием чего в некоторых случаях они опережают науку (наука действительно не очень поворотлива и часто сильно отстает), в других случаях — уходят от науки в совершенно произвольные спекуляции.

Существует тенденция практическую психологию сводить к психотерапевтической практике, однако это и фактически, и принципиально неверно.

Да, многие обращающиеся к психологам люди имеют психологические запросы, имеющие в значительной степени психотерапевтический характер: «Как справиться с душевной болью?», «Как быть, если ничего не хочется?» — и так далее. Соответственно, существенная часть практической психологии неразрывно связана с психотерапевтической работой, однако вовсе не сводится к ней. Психодиагностика, психокоррекция, психологическое образование, психологическое обучение, психология развития — все эти огромные области практической психологии психотерапией не являются.

Практическая психология – не только помощь людям, но и бизнес, и ее развитие определяется не только целями и ценностями специалистов, но и требованиями рынка. Будущее практической психологии – за психологией, умеющей зарабатывать деньги. Но лучшие психологи будут зарабатывать деньги, думая о долгоиграющих последствиях своей работы, думая о своем вкладе в сохранение людьми здравого смысла, уважения к науке и доверия к разуму.

Источник:
Практическая психология
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/prakticheskaya-psihologiya

Практическая психология

Практическая психология (в XIX веке — опытная п. [1] ) — раздел психологии, занимающийся практическим применением её знаний.

Самостоятельными областями практической психологии являются: психологическое консультирование, психологическое тестирование, психологическая коррекция. Практическая психология передаёт свои знания в форме рекомендаций профессиональным психологам, которые относятся к влиянию на психику и деятельность людей. Методы могут быть индивидуальными и групповыми. Индивидуальные методы (психоанализ, аутотренинг, логотерапия) используются при работе наедине с клиентом. Групповые методы — с группой людей. К методам, позволяющим работать с группой, относятся: аутотренинг, гештальтгруппы, группы встреч, группы телесной терапии, группы терапии искусством, логотерапия, психоанализ, психодрама, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое тестирование, Т-группы. [2]

Практика психологии зачастую значительно опережает теорию. Различные препятствия, в частности, отсутствие методов, позволяющих экспериментально проверить необходимые в практике данные, значительно сдерживают развитие теории, которая порой с трудом обеспечивает постоянно растущие запросы практики. В первую очередь это касается практики психотерапии: огромное множество психических расстройств существуют уже многие тысячелетия, а теория по ним только-только начинает формироваться. Белые пятна теории практические психологи часто заполняют с помощью гипотез слабо обоснованных теоретически, но работающих на практике.

Ввиду разности мнений и убеждений, определённых авторитетных кругов, можно сказать, что это предмет дискуссии в области психологии.

Источник:
Практическая психология
Практическая психология (в XIX веке — опытная п. [1] ) — раздел психологии, занимающийся практическим применением её знаний. Самостоятельными областями практической психологии являются:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Практическая психология

Практическая психология возникла в первые десятилетия XX века и в течение столетия постепенно стала оказывать все большее влияние на различные сферы жизни людей. Однако этот процесс протекал неодинаково в разных странах. В Соединенных Штатах Америки распространению практической психологии в значительной степени способствовала активность Американской психологической ассоциации (АПА). Во второй половине XX века расширение количества практических психологов происходило и в ряде Европейских стран, таких как Англия, Франция, Швейцария и др. Медицинская психология, школьная психология и организационная психология стали основными сферами применения практической психологической работы.

Основная цель практической психологии — применение психологических знаний для решения практических проблем, оказание психологической помощи конкретным людям или группам людей. Психологи-практики стремятся на основе общих психологических закономерностей прийти к пониманию индивидуальности конкретного человека или конкретной группы. Это понимание и дает ключ для оказания психологической помощи.

Практическая психология направлена на применение психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика).

Практическая психология как профессия стала формироваться в 60-е годы XX века в США, в 70-е годы в Европе, в 80-е годы — в Советском Союзе. Несмотря на трудности первоначального развития и утверждения собственного статуса, она постепенно становится признанной сферой профессиональной деятельности. Устойчивое положение психологических служб во многих сферах здравоохранения, образования является подтверждением этому.

Понятия прикладной и практической психологии иногда рассматриваются как синонимы, хотя, в сущности, это не так. Прикладная психология – это отрасль научной психологии, направленная на изучение типичных закономерностей психики людей в определенных условиях. Эти исследования представляют непосредственную практическую ценность. Их цель – изучение психической деятельности и формулировка практических рекомендаций. Цель практической психологии – не научные исследования, а непосредственная психологическая помощь.

В то же время неправильно противопоставлять научную и практическую психологию друг другу. Эти две сферы психологии, тесно связанные друг с другом, однако, имеют специфику деятельности, которая определяет соответствующую методологию.

Активизация практической психологической работы в нашей стране началась в 1980-е годы. Ставились задачи развития психологической службы в промышленности, в образовании (Забродин, 1980; 1984; Дубровина, 1988). Всего за десять лет значительно увеличилось количество практических психологов, повсеместно стали появляться психологические службы, психологические консультации, приобрели большую популярность психологические тренинги. (Радзиховский, 1987). О необходимости для общества специалистов в области практической психологии писали в публицистической и научно-популярной литературе. Об актуальности практичес­ких психологических знаний говорили представители многих профессий: педагоги, медики, юристы, бизнесмены, политики. С помощью этих знаний они надеялись решить одну из главных задач своей профессии — целенаправленно воздействовать на человека.

В настоящее время у нас в стране накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Психология, действительно, приносит ощутимую пользу во многих сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей. Однако представления о возможностях психологической науки и практики порой неконкретны и не соответствуют реальности. От психологии часто ждут большего, чем она может дать на самом деле. Многие психологические знания далеки от непосредственного практического применения, требуют значительной интеллектуальной работы и творческого подхода в их приложении к практике. Порой ожидается, что психолог найдет или поможет найти ту “кнопку”, которая позволит успешно разрешить проблему.

В сознании родителей, учителей, предпринимателей, государственных служащих укрепилось магическое слово “психология”. Компетенции психолога стали адресовать все те проблемы, с которыми родитель, педагог или руководитель не могут справиться самостоятельно. Ребенок не хочет учиться, не усваивает программу? К психологу его! Пусть сделает так, чтобы захотел и усвоил. Предприятие не получает прибыли? Нужно дать психологу задание спланировать развитие организации, рекламную кампанию и пусть наберет новых сотрудников. Или порой, не разбираясь в конкретных проблемах и не ставя определенных задач, психолога берут на штатную должность, чтобы он сделал “что-нибудь”, от чего всем станет хорошо.

Когда же эти завышенные ожидания и требования к психологии и психологам не оправдываются, наступает разочарование. Возникает сверхкритическое отношение к процессу и результатам проделанной психологом работы. Но психолог — не волшебник. Он не может решить все проблемы, да еще и в одиночку.

Формирование и изменение общественного статуса практического психолога будет зависеть от того, насколько люди осознают реальные возможности психологии, а также от того, насколько сами психологи смогут повлиять на формирование своего имиджа реальной результативностью своей работы.

Основные виды деятельности в практической психологии — это психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа (Абрамова, 1993, 2001; Рабочая книга, 1996; Болотова, Макарова, 2001). Иногда в качестве вида деятельности практического психолога называют психотерапию. Однако это вопрос относится, прежде всего, к сфере медицинской психологии и будет рассмотрен в соответствующем разделе.

Психологическое оценивание в качестве отдельной специализации практических психологов у нас в стране пока еще не сложилось. Соответствующая профессиональная специализация могла бы именоваться так: психолог-диагност или психолог-эксперт. В международной практике эта сфера деятельности занимает сейчас достаточно важное место. Основная задача психолога заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, т. е. провести психодиагностику.

В научной литературе понятие “психодиагностика” было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом (цит. по: Рабочая книга.., 1996, с. 49). В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека.

В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении психических функций человека. Отклонение от нормы определяет диагноз.

Психодиагностика осуществляется на основе:

1) объективных показателей деятельности (реальной или моделируемой в эксперименте, тесте);

2) субъективных показателей (сведений, сообщаемых о себе самим человеком).

Для оценивания психолог-диагност использует профессиональные психологические наблюдения, беседы, психологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций, поведенческих проявлений и их соответствие накопленным в профессиональной психологии нормам.

Психологическое консультирование. Этот вид деятельности практического психолога используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в образовании, в решении проблем здоровья и личной жизни, промышленном производстве, бизнесе, и т.д.

Основное средство консультирования — это беседа, построенная определенным образом. В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Цель психологического консультирования — помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. За психологической консультацией обращаются в случаях межличностных конфликтов, в частности, супружеских, сексуальных, а также в отношениях с детьми. Психологическая консульта­ция может проводиться по производственным проблемам, проблемам психологии управления, взаимоотношений людей в сфере общественной жизни.

Психологи-консультанты работают с отдельными людьми, парами, семьями и группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.

Групповое консультирование может проводиться с семьей, производственной группой или группой людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах. С целью разрешения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называемая посредническая консультация, когда психолог выступает в роли посредника в переговорах.

В последние десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма анонимной психологической помощи и консультирования. Консультация по телефону доверия обеспечивает оперативность общения, анонимность и связанную с этим особую доверительность. Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время.

Психолог при консультировании по телефону порой представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при личном контакте. Это повышает эффективность психологического взаимодействия (Рабочая книга..…, 1996, с. 75—76).

Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения — расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания и торговли, работникам рекламы, бизнесменам. Для многих людей психологические знания полезны только как основа для саморазвития и саморегуляции своей личности, для улучшения межличностных отношений, например, для школьников, родителей, пенсионеров.

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практи­ческой деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения информации, ее практическая ориентированность. Необходимо стремиться из­бегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для их самообразования. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности — важнейшая основа для психологического просвещения.

Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа — это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.

Групповая психокоррекция может быть направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирование умения анализировать поведение и состояния других людей, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

В качестве методов психокоррекции используются различные виды интеллектуального тренинга, методы обучения саморегуляции, социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.

Те же самые методы практической психологической работы могут использоваться и в развивающих занятиях. В отличие от коррекционной, развивающая работа направлена на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека. Строгого разделения коррекционных и развивающих занятий на практике часто не существует, поскольку границы нормы в психическом развитии бывают недостаточно четкими, обусловлены теоретической концепцией или конкретной методикой. Поэтому нередко предпочитают данный вид работы называть коррекционно-развивающей.

Источник:
Практическая психология
Практическая психология возникла в первые десятилетия XX века и в течение столетия постепенно стала оказывать все большее влияние на различные сферы жизни людей. Однако этот процесс протекал
http://studfiles.net/preview/1729392/page:46/

COMMENTS