старый стиль

Как появились старый и новый стили

Ну вот есть старый стиль, есть новый, да и ладно, мало кто задумывается почему это пришлось менять время. Вот данная статья именно об этом.

Переход на новый календарь был произведен по указу Григория XIII (папы римского) в честь которого и был назван григорианским, произошло это 4 октября 1582 года.

Календарь, которым мы пользуемся сейчас, берет начало от юлианского (древнеримского) календаря, введение которого произошло 1 января 45 года еще до нашей эры, вследствие реформы совершенной годом ранее Юлием Цезарем.

Особенность юлианского календаря в том, что каждые четыре последовательных года имеют один високосный размером 366 дней, остальные три по 365 дней. То есть юлианский год, по сути, имеет 365,5 дней, и является длиннее тропического года всего на 672 секуны.

Загвоздка в том, что эти ежегодные запоздания выливаются в один день за каждые 128 лет. И уже в 1582 году накопилась разность аж в 10 дней! Ее исправили, и что бы это больше не повторялось, в католической Европе приняли новую систему летоисчисления, с которой была начата статья, а именно – григорианскую.

Вас, пожалуй, интересует, как же исправили разницу в 10 суток? Все просто – «путешествие во времени»! Нет, это не сюжет из фантастического фильма, в 1589 году все жители Рима ложились спать 4 октября, ну а проснулись уже 15 октября, проспав при этом всего одну ночь. Таким «сдвигом во времени» исправили разницу, но появились новые проблемы: весеннее равноденствие вместо 21 марта наступало 11, и теперь нужно было восстановить полнолуние и равноденствие на назначенные из древних времен места, и сделать так, что бы они больше не сдвигались.

Произошла еще одна реформа, решили каждые 400 лет выбрасывать 3 дня из счета! То есть вместо 100 високосных дней за каждые 400 лет их сделали всего 97.

А теперь давайте разберемся в полученных цифрах: григорианский год длиннее тропического на каких-то там 25 секунд, но за 3280 лет накопится разница в сутки. Между старым и новым стилем разница для 18 века была 11 суток, 19-го – 12 суток, а для 20-го – 13 суток. Но при этом дни в недели обоих календарей успешно совпадают.

Исправленный календарь назвали «новым стилем», ну а юлианский как вы уже поняли «старым стилем».

Православная церковь, живет по юлианскому календарю, сохраняя таким образом традиции.

Старый и новый стиль в исторических датах

В какой день сентября следует отмечать Бородинскую битву, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчёте на наше время родились А.С.Пушкин и Н.В. Гоголь, когда скончался святой флотоводец Феодор Ушаков? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову.

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.

В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

с 1582, 5.X по 1700, 18.II

с 1700, 19.II по 1800, 18.II

с 1800, 19.II по 1900, 18.II

с 1900, 19.II по 2100, 18.II

В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).

Старый стиль

Вопрос о разнице в календарях не относится к области догматики. И поэтому нередко задается вопрос о целесообразности сохранения старого стиля большинством православных. Действительно – так ли уж важно, в какой день что праздновать? А празднование Рождества и других праздников в один день всеми христианами разрешило бы многие вопросы, связанные и с отмечанием нового года, и с междуконфессиональными отношениями. Почему все – таки старый стиль?

Для начала — немного истории:

В 46 году до Р.Х. римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь провел реформу римского календаря, который был к тому времени весьма хаотичным и сложным. Речь идет, естественно, о солнечном календаре, т.е. о распределении солнечного года по календарным дням и месяцам. Поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, то была принята система високосного года, которая «догоняет» длину солнечного года.

Итак, в «старом» календаре каждые 128 лет накапливались «лишние» сутки. Следовательно, астрономические даты (например, дни равноденствий) смещались. На I Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году, было принято решение о том, чтобы всеми Поместными церквами день Пасхи, Воскресения Христова, праздновался в один и тот же день. День весеннего равноденствия (который играет важную роль при вычислении дня празднования Пасхи) тогда приходился на 21 марта. Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5-м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д.

Почему Русская Православная Церковь живет по «старому стилю»?

Многие хронографы, математики и богословы (проф. В.В. Болотов, проф. Глубоковский, А.Н. Зелинский) не одобряли введения нового календаря – «истинного мучения для хронографов».

Что значит Новый и Старый стиль календаря?

Одно из таких изменений было введено 24 января 1918 года Советом Народных Комиссаров, которое на тот момент являлось революционным правительством России. Был издан декрет о введении в России западного календаря.

С тех пор Российский календарь имел незначительное отличие от западного в 13 дней.

Так и жили граждане разных стран с различными календарями на протяжении почти трёх сотен лет.

Например,когда в западной Европе отмечают Новый Год,то в России еще только 19 декабря.

Жить и считать дни по новому Советская Россия начала с 1 февраля 1918 года.

Если вы думаете,что это в России были такие дикие, что не хотели принять цивилизованный календарь,то вы сильно ошибаетесь.Множество стран не хотело принимать католический календарь.

Например в Греции стали считать по новому календарю в 1924 году, в Турции 1926,а в Египте в 1928 году.

Следует отметить забавную деталь,несмотря на то,что египтяне,греки и турки приняли григорианский календарь гораздо позже русских,однако никто за ними не замечал,что они празднуют Старый и Новый год.

Он носит название по имени своего создателя Юлия Цезаря.В Римской Империи на новое летосчисление перешли в 46 году до нашей эры.Год имел 365 дней и начинался ровно 1 января.Тот год,что делился на 4 назывался високосным.

В високосном году добавлялся еще один день 29 февраля.

Чем отличается Григорианский от Юлианского календаря?

Вся разница между этими календарями заключается в том,что у календаря Юлия Цезаря,каждый 4-й год без исключения является високосным,а у календаря Папы Григория только те,которые могут делиться на 4-е,однако не кратные ста.

Хотя разница почти незаметна,однако через сто лет Православное рождество станут отмечать не 7 января,как обычно,а 8-го.

Источники:
Как появились старый и новый стили
Какая разница между старым и новым стилем, или между юлианским и григорианским календарем, как все началось и чем закончилось.
http://infodoz.ru/kak-poyavilis-staryj-i-novyj-stili/
Старый и новый стиль в исторических датах
В какой день сентября следует отмечать Бородинскую битву, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчёте на наше время родились А.С.Пушкин и Н.В. Гоголь, когда скончался святой флотоводец Феодор
http://www.pravoslavie.ru/61003.html
Старый стиль
Храм во имя св. пророка Илии и св. апостола Иакова, Костромская епархия, село Яковлевское
http://www.iakovlevskoe.ru/lectiones/295-styles
Что значит Новый и Старый стиль календаря?
История летоисчисления по новому и старому стилю, почему в России празднуются два Новых года Новый и Старый.
http://xn—-ctbibqemlceahmok5omc.xn--p1ai/261-chto-znachit-novyy-i-staryy-stil-kalendarya.html

COMMENTS