Рибо Теодюль Арман
Французский психолог. Ряд его работ был посвящён исследованию творческого воображения у взрослых и детей.
Различные эффекты, связанные с интуицией человека
Различные аспекты, связанные с процессом мышления
Творческое развитие детей
Творческое развитие юношей и девушек
Этапы развития творческого воображения по Теодюлю Рибо
В своей книге Теодюль Рибо описал три последовательные стадии развития воображения:
«Первый период. Он нам известен; это – возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека это начинается с трёх лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире – вот в чём оно выражается прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и особенно от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента. […]
Второй период. Это критическая фаза неопределённой продолжительности, но во всяком случае гораздо более краткой, чем две другие. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствиями. В физиологическом порядке его причины – образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом – антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами – между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающему после этой темной фазы метаморфозы.
Третий период. Он уже окончательный; так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку; но этого преобразования нельзя свести к единственной формуле».
У большинства взрослых «Творческое воображение приходит в упадок. […] Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение. Большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой, и проч. Это, однако лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно ни у кого; оно делается только случайностью».
Теодюль Рибо, Творческое воображение, СПб, 1901 г., с. 132-140.
Во времена Теодюля Рибо считалось, что воображение начинает ухудшаться примерно к 14 годам, но есть данные, что к началу XXI века, благодаря акселерации, единым программам обучения, массированному воздействию СМИ, детское воображение является заштампованным уже ко времени поступления ребёнка в начальную школу. В своих семинарах для педагогов я называю этот эффект «оносороживанием детей».
Источник:
Развитие воображения у взрослыхРибо Теодюль Арман Французский психолог. Ряд его работ был посвящён исследованию творческого воображения у взрослых и детей. Различные эффекты, связанные с интуицией человека Различные
http://vikent.ru/enc/2210/
Воображение – это серьезная составляющая успеха для многих людей. Не стоит думать, что только художники или поэты нуждаются в занятиях по развитию воображения. Напротив, каждый ребенок, а после и взрослые, рано или поздно сталкиваются с необходимостью использования собственного воображения в работе, творческой и профессиональной деятельности.
Как правило, различные упражнения и тренировки воображения заложены в курс детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие воображения у взрослых проходит несколько сложнее, но требует аналогично серьезной концентрации и внимательности. Занятия по развитию воображения проходят чаще всего в игровой форме, независимо от возраста и социального положения участников.
Упражнения на развитие воображения должны воздействовать на левое полушарие мозга совершенно по-разному, потому самые простые упражнения – это перекомбинирование и комбинирование образов. Например, задание заключается в поиске знакомых фигур в различных изображениях. Потому выбранная фигура или изображение должна быть найдена в окружающих предметах, книгах или картинках. Затем аналогичные задания могут усложняться для того, чтобы воображение тренировалось. Потому искать выбранное изображение нужно не только в окружающих предметах, но также в разных предметных изображениях.
Самым эффективным упражнением на развитие воображения является дорисовывание. На основе одного элемента или фигуры предлагается дорисовать другие или же создать целый образ, который будет кардинально отличаться от заданного. Так, у детей из простых геометрических фигур рождаются пейзажи, животные или целые картины, взрослые часто не отстают от них и создают прекрасные абстракции и рисунки.
Развитием воображения у взрослых следует заниматься планомерно, потому занятия проходят как в группах, так и индивидуально. Так, опорные слова помогут в группе составить целый рассказ или рисунок, который будет постепенно добавляться каждым новым участником. Даже элементарные последовательные рисунки, которые выполняются всей группой позволят мыслить более ярко и нестандартно, так воображение будет развиваться активнее. Хорошей подмогой также станут книги, выставки картин и прикладных работ, танец и музыка, отказ от некачественного кино, книг и развлечений.
Источник:
Развитие воображения у взрослыхЗанятия и упражнения на развитие воображения у взрослых
http://videoforme.ru/wiki/akterskoe-masterstvo/zanyatiya-po-razvitiyu-voobrazheniya
Развитие воображения у дошкольников
Конечный источник операций воображения — предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.
1.5.Механизм творческого воображения
Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строится новое. Затем идет процесс переработки этого материала — комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.
На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, ‘’кристаллизованное’’ воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.
Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.
Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернувшись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.
То, что ребенок видит и слышит, является таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия.
Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное как бы рассекается: одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. 18
За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребенка в частности процесс преувеличения и преуменьшение отдельных элементов впечатлений.
Следующим моментом в составе процесса воображения является ассоциация, то есть, объединение диссоциированных и измененных элементов. [Дьяченко О. М.’’Пути активизации воображения дошкольников ]
Глава 2. Особенности воображения детей
2.1. Особенности и этапы развития творческого воображения дошкольников
Творческое воображение зависит от многих факторов; возраста, умственного развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа “Я “; особенности коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
-Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В тоже время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой не имеются сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведения взрослого человека, а ведь это важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. [Выготский вообр. И творч. С.26-27]
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
Детство и отрочество — господство фантазии, игр, сказок, вымысла. Юность — сочетание вымысла и деятельности, ‘‘трезвого расчетливого рассудка’’; Зрелость — подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка развивается довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но она занимает больше места в его жизни. [Рунш с 34].
Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
Известный психолог Д. Б. Элькольнин выделил этапы развития воображения в дошкольном возрасте.
На первом этапе развития воображения (3-4года) необходимо создать такую предметную среду, которая позволяла бы, что-то домысливать и воображать. Если же ребенок находится в ситуации, где все предметы четко и однозначно определены в своих функциях и значениях, то это препятствует развитию творческого начала и воображения. Таким образом, этот этап диктует особые требования к предметному окружению дошкольника.
Если мы хотим, чтобы малыш постигал предметный мир и первые социальные нормативы, то взрослый или другой ребенок должны для него быть не образцами, не примерами для подражания, а скорее ‘’образцами наоборот’’. Только тогда он не просто запомнит и старательно повторит, что ему велели, а самостоятельно ‘’откроет для себя’’ значение и функции вещей, постигнет логику человеческих отношений. Это очень важная стадия развития общения ребенка со взрослым и сверстниками — тот своеобразный фундамент, без которого дошкольник не овладеет основами коллективной деятельности.
Таким образом, развитие воображения на первом уровне связано, прежде всего, со специальными наглядно-образными задачами, условиями которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их условий.
Специфика третьего этапа (6-7 лет) развития воображения — наличие определенной внутренней роли и позиции, которая позволяет ребенку самостоятельно задавать предметные отношения и их смысл в зависимости от целостного сюжета и замысла.
Таким образом, развитие воображения в дошкольном возрасте можно представить как движение от предметной ситуации к возникновению у ребенка особой позиции. При соотношении воображения и реальной деятельности. Если на начальных этапах малыш осмысливает уже готовое, то есть логика идет от предмета к замыслу, то самый высокий уровень развития воображения характеризует обратной направленностью: замысел — предметная реализация.
Второе условие предполагает организацию такой деятельности, которая не была бы жестко задана и нормирована, которая предоставляла бы независимость и инициативу, отвечала бы всем требованиям самостоятельности ребенка [Е.Е. Кравцова Разбуди в ребенке волшебника — Москва:“просвещение “ 1996 27 — 30].
2.2. Игра и развитие воображения в дошкольном возрасте
Игра очень тесно связана с развитием воображения.
В современной психологии имеется три подхода к решению этой проблемы. Согласно одному из них воображение является исходным моментом любой игры, чтобы развивать игру надо развивать воображение, воздействовать на его компоненты, следовать логике наоборот, воображение считают главным итогом игры. С этих позиций, развитие воображения должно идти только в русле развития игры, и логика этого формирования связана лишь с логикой смены форм игровой деятельности. Третий подход к решению этого вопроса – своеобразный компромисс, по которому не игра источник воображения и есть игра. В частности, Л. С. Выготский писал, что воображение это есть игра.
Самый первый вид игры, возникающий у дошкольников, — это режиссерская игра. Центральным моментом этой игры является событийная сторона. Ролевые отношения представлены слабо, а в начальных формах игры они вообще отсутствуют. Ребенок, действуя с каким-то абстрактным предметом или мелкой игрушкой, создает вокруг них целостную ситуацию.
Таким образом, возникновение режиссерской игры связано с наличием у ребенка определенного уровня развития воображения, которое у маленьких детей (3-4 лет ) предполагает какие-то другие, неигровые пути формирования.
В образно — ролевой игре (4-5лет) центральным моментом является исполнение какой — либо роли: человека, животного, даже изображение различных предметов. На основе своего опыта, в результате многочисленных наблюдений ребенок выделяет специфические черты окружающих его вещей и переносит их на себя, становясь то машиной, то паровозом. В образно — ролевой игре второй вид взаимоотношений игры и воображения. В данном случае воображение является итогом игры.
Третий вид игры — сюжетно-ролевая игра. Здесь игра и есть воображение, действительно, беря на себя ту или иную роль, выполняя действия по ходу игры, широко используя, предметы-заместители или даже воображаемые предметы, ребенок здесь проявляет свое воображение. Жизнь в игровой ситуации, подчинение себя и своих действий ее смыслу дает детям возможность фантазировать и воображать. Условия развития сюжетно-ролевой игры детей 5-6 лет и будут условиями развития воображения ребенка.
Четвертый вид игры — игра с правилами она является логическим продолжением сюжетно-ролевой игры, несмотря на их внешнюю непохожесть . В основе игры с правилами лежит воображаемая ситуация. Именно она позволяет ребенку осмыслить предложенные правила, присвоить их и следовать им. И в данной игре воображение является истоком игры. Завершающая этот ряд режиссерская игра старших дошкольников имеет с воображением ту же связь, что и ее начальная форма и предшествующая ей игра с правилами.
При анализе разных видов игр прослеживаются все три взаимосвязи, существующие между воображением и игрой. Их особенности и будут диктовать стратегию и тактику развития воображения на каждом возрастном этапе. Все виды игр, связаны с воображением всеми тремя выделенными путями, но каждая из них имеет свою основную связь, которую мы должны учитывать, стремясь к правильному развитию детского воображения.
Итак, вычленив компоненты воображения, установлена логика развития игровой деятельности и обнаружена взаимосвязь воображения и игры на разных этапах дошкольного возраста. [ Е.Е. Кравцова с.54-57 ].
2.3. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения , способствующие всестороннему развитию детей. [ильина диогн. Вообр Григорьева].
Так что же такое “изобразительная деятельность’’, или, другими словами, рисование? Прежде всего — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование — это не только забава, но и творческий труд. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально — волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, сочинять и воображать.
Источник:
Развитие воображения у дошкольниковКонечный источник операций воображения — предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для
http://freepapers.ru/18/razvitie-voobrazheniya-u-doshkolnikov/55798.364958.list3.html