Сознание человека | В мире звезд


Глава 15. ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

Процесс сознания как заключительный этап процесса познания представляет собой сложный многоэтапный психофизиологический феномен восприятия, переработки и создания новой информации, на каждом из этапов которого складываются определенные формы детерминации, причинно-следственной связи информационных процессов.

Сложные формы интегративной деятельности мозга человека сводятся к непрерывному анализу элементов внешнего (окружающего) мира и последующему синтезу их в виде целостного восприятия.

Тем самым осуществляется приспособительное поведение на основе достаточно точного, верного отражения окружающей действительности в сознании человека.

Сознание человека — способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком). На базе потребностей, как биологических, так и социальных и идеальных, формируются подсознание (автоматизированные, неосознаваемые навыки и формы поведения), сознание (знания, передаваемые другим индивидуумам), сверхсознание (творческая активность, интуитивное поведение).

Социальный аспект сознания заключается в том, что сознание выступает в качестве способности к такой переработке знания, которая обеспечивает направленную передачу информации от одного лица к другому в виде абстрактных символов речи (языка) как главного средства межличностной коммуникации.

Речь здесь выступает как материальная форма коммуникационного аспекта сознания (П. В. Симонов). Сознание—знание, которое может быть передано с помощью слов, образов, художественных произведений и т. д.

По А. Р. Леонтьеву, сознание отличается от более низко организованных форм психической деятельности выделением своего собственного «я» из окружающего мира.

Судя по характеру биоэлектрической активности, различия между осознанными и неосознаваемыми реакциями (протекающими на уровне подсознания) заключаются в степени глобальности активации мозга и зависят от количества вовлеченных в реакцию структур мозга.

Установлено, что структуры мезенцефалической ретикулярной формации характеризуются мощным влиянием, активирующим сознание. Минимальный период активации мозговых структур для осознанного восприятия сигнала составляет 100—300 мс (время только внутрикоркового восприятия осознаваемого образа не превышает 80—150 мс).

Таким образом, сознание является результатом нейрофизиологических процессов, происходящих в определенных, но достаточно обширных областях мозга (кора большого мозга, таламо-кортикальные структуры, лимбическая система, ретикулярная формация ствола мозга).

Источник:
Глава 15Глава 15. ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА Процесс сознания как заключительный этап процесса познания представляет собой сложный многоэтапный психофизиологический феномен восприятия,

http://www.bibliotekar.ru/447/229.htm

Подсознание это тот склад, где находится всё, чем человек занимался, что осваивал, что по­знавал, но освоив, перевёл в раздел автоматическо­го использования.

Опыт не повторяется, а наращивается, как и дея­тельность, освоенная и ушедшая в подсознание. Кар­ма не допускает повторения, она вводит человека в условия, с тем чтобы опыт, полученный от реакций на условия, был разносторонним и полным, чтобы человек мог максимально развить своё сознание. На новом витке эволюции будет дополнение опыта в результате видоизменённой и более совершенной деятельности — и так виток за витком.

Освоение условий, получение знаний достига­ются только сознательным действием, и чем на­пряжённее, устремлённее и интенсивнее будет дей­ствие, тем больший опыт за земную жизнь полу­чит человек. Этот опыт воздействует на носители информации тонкое и огненное тела, которые претерпевают изменения в зависимости от харак­тера действий. При совершенствовании побужде­ния, мышления, желания и действия утончаются и совершенствуются соответствующие тела. То же происходит с телами Буддхи и Манаса, особенно при растворении низших тонких тел в материи Тонкого и Огненного Миров в промежутке между земными существованиями. Таким образом, опыт как бы записывается в изменении структуры всех топких оболочек зерна Духа, которые и являются носителями информации подсознания, или собст­венно подсознанием.

Побуждения, собственные мысли и характер действий человека, то есть проявления его сущно­сти, зависят от подсознания в значительной степе­ни. Но всё же на них оказывает влияние и сверх­сознание. Если бы сущность определялась только прошлым, то могло бы не быть эволюционных уст­ремлений. Человек бы жил только прошлым и не стремился бы в будущее.

Основой жизни в любом виде является зерно Духа. Уже говорилось, что нет мёртвой материи, поскольку в основе любой её частицы лежит про­явление Абсолюта. Всё зависит от того, насколько интенсивно влияет радиация зерна Духа, этой бес­конечно малой дифференцированной, обладающей свойствами Мироздания и эволюционным опытом единицы первичной материи, на её носителя.

У молодых духов, уровень развития которых близок животным, оболочки зерна Духа плотные и радиация его незначительна: высшие проявле­ния почти отсутствуют, то есть проявление сверх­сознания минимально. Такой человек живёт жи­вотной жизнью, направляет все свои устремления на удовлетворение потребностей тела. Уровень сознания его ограничен этими же потребностями.

Диапазон использования подсознания и сверх­сознания в деятельности текущей жизни является сознанием данного человека. Если его представить отрезком прямой, прилегающей к изображению эво­люционного пути, то предельные размеры его бу­дут границами сознания человека, а отношение к линиям подсознания и сверхсознания даст глу­бину погружения в них. Каждый человек имеет индивидуальное сознание, ширина которого также определяется предшествующим опытом. При боль­шем опыте границы сознания шире, и человек глубже может погружаться в подсознание и сверхсо­знание. Молодой дух имеет небольшую ширину сознания, Архат — бесконечную. Глубина погру­жения в сверхсознание в Агни Йоге называется чувствознанием.

Сознание человека может быть закрытым, а мо­жет быть частично или полностью открытым. За­крывает сознание физическое сознание человека, или, как его ещё называют, интеллект, разум, ум, са­мосознание. На момент рождения человека созна­ние закрыто. Но с первыми проблесками интеллек­та начинаются раскрытие и ориентация на текущие условия посредством того же интеллекта. Обычно к семи годам сознание бывает раскрыто настолько, что человек может свободно действовать в новой жизни. Сознание человека, как подсознание и сверх­сознание, бодрствует постоянно, без перерывов, как в Физическом, так и в Тонком Мирах. Физическое сознание функционирует только в Физическом Мире. С уходом в Тонкий Мир во время сна и по окончании жизни оно в первом случае перестаёт действовать, во втором уничтожается частично од­новременно с физическим телом, а полностью — одновременно с эфирным.

Задачей вначале родителей, а затем и самого человека является как можно скорее раскрыть со­знание для того, чтобы он смог максимально ин­тенсивно и с полным осознанием реагировать на кармические условия и выполнять задание жизни, которое взял при переходе в Физический Мир, то есть продолжить эволюционный процесс.

Степень раскрытия сознания может быть раз­личной для каждого индивидуума и зависит от условий и выполняемой задачи. Может оказаться, что человек с большим сознанием воплощается для выполнения важной для эволюции задачи, где не­которые возможности сознания не будут исполь­зованы и потому не раскроются. С другой стороны, человек может остановиться на какой-то степени раскрытия сознания или вообще не раскрыть его в течение жизни. Можно наблюдать взрослых людей с сознанием ребёнка, а также идиотов, у которых есть только незначительная радиация сознания.

Методы раскрытия также различны. Малое сознание раскроется само собой, реагируя на теку­щие условия жизни. Среднее требует значитель­ных усилий, напряжённого творческого труда и т.п., о чём будет говориться в разделе о раскрытии со­знания. Для раскрытия сознания Архата, вопло­тившегося в физическом теле, требуются большие усилия и применение специальных методов, таких, как аскеза, постоянная молитва, медитация и т.п. Понятно, что для человека с малым или средним сознанием подобные методы пользы не принесут.

Кроме раскрытия сознания человеку на духов­ном пути требуется очищение его, которое также позволит освоить новые горизонты истины.

Цель нашей эволюции расширение созна­ния, под которым понимается как рост самого со­знания (диапазона углубления в подсознание и сверхсознание), так и смещение его в сторону сверхсознания. Поскольку с ростом сознания увеличивается радиация зерна Духа, то этот процесс становится эквивалентным развитию духовности, или росту Духа. Потому в дальнейшем будем при­менять эти понятия как однозначные.

Интеллект (физическое сознание) является посредником между сознанием и физическим те­лом. Посредством такого инструмента сознание проявляет себя в Физическом Мире, осознаёт этот мир и одухотворяет его. Посредством его же про­исходит приобретение опыта: чем больше физиче­ской материи одухотворено, тем больший опыт при­обретает человек.

При подготовке материала использовались книги серии «Агни Йога», писем Е.И. Рерих, статей и книг Н.К.Рериха, «Писем Махатм», «Тайной доктриной» Е.П. Блаватской, лекций Международной общественной организации «Центр духовной культуры».

Источник:
Сознание человекаПодсознание это тот склад, где находится всё, чем человек занимался, что осваивал, что по­знавал, но освоив, перевёл в раздел автоматическо­го использования. Опыт не повторяется, а наращивается,

Сознание человека

Созна?ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях [1] .

Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле [2] . Так, например, с точки зрения теории отражения сознание в широком смысле — это «психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном», а в узком смысле — «высшая, свойственная только людям и связанная со способностью объяснить мысли, функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счёт рефлексии» [3] .

В Большом энциклопедическом словаре (2000) сознание определяется как «высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности».

Проблема того, чем же является сознание, каковы его рамки и в чём же смысл существования данного термина, выступает предметом исследования философии сознания, психологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у тяжело больных или находящихся в коме людей; может ли существовать нечеловеческое сознание и как можно определить его наличие; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

Воспринимая какую-нибудь вещь, вспоминая событие, восхищаясь произведением искусства или стремясь к реализации какой-то цели, субъект может не знать о своей психической жизни, которая является условием возможности этих его действий или состояний. Эту психическую жизнь делает доступной рефлексивный поворот взгляда, осуществление внутреннего восприятия. То, что открывается благодаря рефлексии, имеет общее свойство — быть сознанием чего-то, сознанием, в котором что-то осознаётся. Так, в восприятии нечто воспринимается, в воспоминании — о чём-то вспоминается, и то же относится к боязни чего-то, любви к чему-то и т. д. Это свойство обозначают как интенциональность.

Сознание есть интуитивный акт человеческого «я» относительно самого себя, после которого пережитое входит в память, и вместе с тем различение «я» от «не я», от окружающего мира. Сознание есть единство «я» и различие его от «не я».

Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его.

В философии сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), а фундаментальный способ, каким человек соотнесён со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда [ источник не указан 547 дней ] , не может ни начаться [ источник не указан 547 дней ] , ни прекратиться [ источник не указан 547 дней ] , не может исчезнуть [ источник не указан 547 дней ] , точно так же как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно [ источник не указан 1165 дней ] . Сознание и мир — два полюса одного и того же, единой соотнесённости сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно рассматривать сознание самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса — мира (психологизм), как и мир — в отрыве от его соотносительного полюса — сознания (наивность).

Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром, и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость [ источник не указан 547 дней ] . Разум как самосознающий [ источник не указан 547 дней ] рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом, после сознание получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:

Дуализм есть теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

Дуализм души и тела — точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна. Он считал, что душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что даёт ей доступ к абсолютной истине мира идей.

Из современных представителей дуализма можно отметить Дэвида Чалмерса. Называя свою позицию натуралистическим дуализмом, он настаивает на нефизической природе сознательного опыта, который несводим к физическим свойствам, хотя и зависит от последних согласно законам природы. Психофизические законы полагаются Чалмерсом естественным дополнением к физическим законам и принципам [4] .

Логический бихевиоризм — теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию (расположение) к такому поведению. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов, как Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Некоторые основные предпосылки данной теории разделялись также Людвигом Витгенштейном.

Идеализм — это теория, согласно которой сознание первично. Субъективный идеализм отрицает существование независимой от сознания реальности. Субъективные идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».

Материализм — течение в философии, которое в качестве первичной признаёт материальную субстанцию [5] . Сознание описывается материалистами [ какими? ] как свойство высокоорганизованной материи. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других. См. также Картезианский театр.

Обращаясь к истории, проф. И. Кальной и Ю. А. Сандулов отмечают: движущую силу развития французские материалисты XVIII в. видят в просвещении, в распространении положительных идей. Исходный тезис их социальной философии заключается в том, что «мнения правят миром». Немецкие мыслители, лицезрев французскую буржуазную революцию в её ретроспекции, скажут: «Мнения не только правят миром, но и творят новый мир», от чего шаг — до абсолютизации сознания в формуле «Сознание не только отражает мир, но и творит его» [6] .

Функционализм (философия сознания) — это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу так же, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом. Так, по мнению функционалистов, сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта и когнитивной науки. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема, Дэниела Деннета и Д. И. Дубровского.

Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая, по сути, не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория поэтому отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности его предмета. Феноменология пытается открыть идеальные (сущностные) черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать таким образом все остальные науки как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания, согласно феноменологии, является интенциональность. Среди сторонников этой теории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.

Эмерджентная теория — это теория о том, что, хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл.

В индуизме сознанию сопоставляется Пуруша («безмолвный высший свидетель»), который наблюдает за действиями Пракрити («материальной природы»). Сознание души склонно ошибочно отождествлять себя с материальным телом, будучи увлечённая и связанная гунами («качествами природы») [7] .

В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели (в том числе Далай-лама XIV) определяют буддизм как «науку о сознании» [8] [9] [10] [11] .

Согласно известной буддийской доктрине о Трёх поворотах колеса Дхармы, во время третьего поворота Будда проповедовал учение о «только лишь сознании», согласно которому «все три мира суть только лишь сознание» [12] . Данный поворот, который Сутра развязывания узла глубочайшей тайны характеризует как наиболее полный и окончательный, связан с учением школы Йогачара [13] .

Школой сознания Будды иногда называют школу дзэн [14] , известный чаньский учитель Цзунми назвал школу чань «школой созерцания» (чаньцзун) и «школой сознания» (синьцзун) [15] . Основатель дзэнской школы Бодхидхарма определял дзэн как «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты» [16] .

Источник:
Сознание человекаСозна?ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях [1] .

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5